Долги россиян по автокредитам перевалили за 40 миллиардов
По итогам 2013 года доля просроченной задолженности (отношение объема просроченной задолженности к автокредитному портфелю в целом) составила 42 млрд рублей (3,4% по стандартам учета, применяемым ЦБ РФ). По состоянию на начало 2013 года этот показатель был равен 29,3 млрд рублей. Таким образом, за год доля просрочки в абсолютном выражении выросла на 43%, тогда как объем рынка автокредитования за это время, по оценкам Национальной службы взыскания, вырос на 34% – до 1,2 трлн рублей.
В материалах компании отмечается, что на рост объема просроченной задолженности повлиял рост рынка автокредитования в 2012–2013 гг., причем в 2013-м падение объемов продаж новых автомобилей сопровождалось увеличением числа кредитных автомобилей с 29 до 46% (данные Национального бюро кредитных историй – НБКИ).
Напомним, ранее Национальная служба взыскания (НСВ) предсказывала, что по итогам 2013 года просроченная задолженность по автокредитам составит примерно 40–41 млрд руб. «Мы объясняем это увеличением темпов роста рынка за счет запуска государственной программы льготного автокредитования, что, в свою очередь, приведет к наращиванию общего автокредитного портфеля в банковской системе», – утверждал тогда старший вице-президент НСВ Сергей Шпетер.
По оценкам НСВ, объем просроченных кредитов по программам автокредитования, которые были переданы коллекторским агентствам за 2013 г., составил порядка 26 млрд рублей. Это на 3 млрд рублей больше, чем в 2012-м (рост – 13%). По оценкам НСВ, объем аутсорсинга просроченных автокредитов в 2014 г. достигнет 30—33 млрд рублей.
Больше всего просроченных автокредитов передали коллекторам в Центральном федеральном округе (30%, 7,8 млрд руб.). Далее в порядке убывания идут Приволжский (18%, 4,68 млрд), Сибирский (14%, 3,64 млрд), Северо-Западный (11%, 2,86 млрд), Южный (10%, 2,6 млрд), Уральский (8%, 2,08 млрд), Северо-Кавказский (5%, 1,3 млрд) и Дальневосточный (4%, 1,04 млрд рублей) федеральные округа.
Средний размер задолженности по автокредитам в работе у коллекторов по итогам 2013 года составил 443 тыс. рублей, что на 174 тыс. рублей больше аналогичного показателя 2012-го (269 тыс. рублей). Активный рост среднего долга вызван тем, что в последнем квартале банки решили передать долги на больших сроках просрочки, с которыми до этого они пытались работать сами, отмечается в материалах НСВ.
Региональное распределение среднего размера задолженности в 2013 году выглядит следующим образом:
- Дальневосточный ФО – 222 тыс. руб.
- Северо-Кавказский ФО – 260 тыс. руб.
- Южный ФО – 397 тыс. руб.
- Приволжский ФО – 451 тыс. руб.
- Северо-Западный ФО – 460 тыс. руб.
- Центральный ФО – 471 тыс. руб.
- Уральский ФО – 478 тыс. руб.
- Сибирский ФО – 480 тыс. руб.
Средний срок передаваемой коллекторам задолженности в 2013 году, по данным НСВ, составил 608 дней (в 2012 г. – 380 дней). Безусловный «лидер» по этому показателю – Уральский ФО с результатом 767 дней, близки к нему Сибирский (664 дня) и Приволжский (658) федеральные округа.
Если по остальным видам кредитов доли мужчин и женщин практически одинаковы, то в автокредитовании доля мужчин традиционно высока (по итогам 2013 года в общем числе «невозвращенцев» сильному полу принадлежат 73%). Доминируют среди должников возрастные категории 22—35 и 36—60 лет.
Старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер предполагает, что, с учетом тенденций рынка, в 2014 году доля просроченной задолженности по автокредитам будет колебаться в коридоре 3,5–4,1% и может достигнуть 50 млрд рублей.