Кожин: Отечественные авто для первых лиц могут быть чуть дороже импортных
Отвечая на вопросы «Российской газеты», управляющий делами президента РФ Владимир Кожин (напомним, он был одним из тех, кому в декабре 2013 года довелось увидеть первые разработки проекта «Кортеж») не захотел прояснять детали «Кортежа», сославшись на то, что управление делами президента и Федеральная служба охраны – «не заказчики проекта, а потенциальные потребители».
«Ждем, когда получим не буклеты и не дизайнерские разработки, а реальные изделия», – объяснил он, подчеркнув, что «речь идет не о том, чтобы начать производить лимузин только для президента и премьера. Задача состоит в том, чтобы собрать линейку автомобилей, которая будет начинаться президентским лимузином и заканчиваться самой простой машиной, которая появится на рынке».
Ранее мы сообщали, что правительство РФ решило выделить на реализацию проекта «Кортеж», предусматривающего создание отечественного лимузина для первых лиц и машин сопровождения, 3,61 млрд рублей, из них 2,893 млрд – на НИОКР по созданию автомобиля для перевозки и сопровождения глав государства, а также других лиц, подлежащих госохране. Еще 717 млн рублей направят на капитальное строительство объектов госсобственности, используемых для реализации проекта «Кортеж». По последним данным, дата начала производства автомобилей — 2017 год. Машины будут стоить от 2 млн до 6 млн рублей, а на окупаемость «Кортеж» может выйти к 2023—2025 гг.
О стоимости автомобилей «Кортежа» Кожин говорить не захотел, однако сказал, что «цену будет определять рынок». «Сегодня, скажем, для федеральных министров приобретаются машины марки BMW, кстати, произведенные на территории России», – говорит управляющий делами президента. – Знаем, сколько стоит эксплуатация. Естественно, будем сравнивать с новым автомобилем. Да, конечно, очень хочется, чтобы наш автопарк пополнился отечественными машинами. Даже если они будут чуть дороже – пойдем навстречу».
Однако экономить на автомобилях для чиновников и можно, и нужно. По твердому убеждению Владимира Кожина, служебный ведомственный транспорт необходимо передавать управлению делами президента – «в проверенную систему транспортного обслуживания», которая «показала свою эффективность».
Монетизация транспортных услуг, по мнению Кожина, может иметь смысл только в узком секторе государственной службы – в силу того, что у людей, которые занимают высокие должности, требования к транспорту особые. «Во-первых, транспорт должен быть оснащен специальной связью, – говорит Владимир Кожин. – Для коммерческих организаций этот вопрос закрыт. Во-вторых, система подготовки и обеспечения водителей предполагает жесточайшую дисциплину, освидетельствование водителей, отдых, учет. Очень часто ко мне обращаются коллеги: разрешите, чтобы мои водители работали по две смены. «Нет», – отвечаю. Человек не автомат. Восемь часов за рулем – и все, должен на смену прийти другой. В-третьих, сервис и обслуживание машины. Если все вместе собрать, то получается, что созданная нами система достаточно эффективна и экономически выгодна. И даже крупные частные автомобильные компании конкурировать с ней не могут. Разве что демпингом. Вот поэтому сейчас уже детально прорабатывается вопрос о централизации транспортного обслуживания крупных министерств и ведомств».
В настоящее время автопарк управделами президента насчитывает, по словам Владимира Кожина, примерно 5 тысяч машин. Если к ним добавится еще несколько сотен, себестоимость эксплуатации даже снизится, подчеркивает управделами, и стратегическое решение уже принято – «в этом году начнем двигаться в сторону укрупнения гаражного хозяйства». Но это только в столице. «В регионах все по-разному – климатические условия, менталитет. Под одну гребенку всех причесать – абсурд. При этом все же есть необходимость вводить определенные критерии», – подчеркивает Владимир Кожин.