«Атлант-М» рассказал о кризисе в России, Украине и Белоруссии
В своей презентации директор отделения стратегического развития «Атлант-М» Алексей Терещенко отметил, что в прошлогоднее падение рынка (в целом он продемонстрировал 5,5-процентный спад) основной «вклад» внесли отечественные бренды: иномарки просели лишь на 2%. Вместе с тем печальным образом в аутсайдерах оказалось большинство представленных холдингом марок (восемь марок в восьми автоцентрах, расположенных в пяти городах) — в РФ объем их продаж суммарно снизился на 10%.
Г-н Терещенко назвал несколько проблем. До насыщения дошли крупнейшие города РФ: Москва (доля «Атлант-М» — около 4,5%) показала 6-процентное падение сбыта, а Санкт-Петербург (где на два автоцентра приходится 32% рынка) упал скромнее — на 2%. Ослаб рубль и практически отсутствует экономический рост в стране, падают доходы населения. Давит и отсутствие новых программ поддержки автопрома, а также вводимые властями мегаполисов ограничения на использование личного транспорта. Наконец, не внушает уверенности потенциальным покупателям и негативный информационный фон.
Вместе с тем в «Атлант-М» отмечают, что для домохозяйств, приобретавших в 2010-2011 годах новые автомобили, подходит период обновления гаражей, чему свидетельством прояснившееся над рынком в январе-феврале небо: в этот период просели лишь отечественные марки. Лучше всех держатся «японцы» — за прошлый год иена ослабла к доллару на 20%, что положительно сказалось на позициях марок из Страны восходящего солнца за рубежом. Говоря о марках, Терещенко выразил беспокойство продажами Ford, которые внушают опасение, зато Skoda из-за удачного обновления модельной гаммы ждет, по его словам, хороший год. Для Volkswagen может стать таковым 2015-й.
И все же «Атлант-М» приходится сдерживать оптимизм, главным образом, из-за падения курса рубля, удорожающего ввоз.
Вот отчего компании спешно пришлось переключиться на прочие источники зарабатывания денег: послепродажное обслуживание, торговлю подержанными автомобилями и оказание финансовых услуг. Из почти 32 тысяч реализованных авто (для сравнения: в докризисном 2008-м холдинг реализовал 54,25 тыс. машин), 3883 автомобиля были подержанными (+17% к прошлому году). Да и возможность заработать на обслуживании секонд-хэнда (2-5 лет) велика из-за роста этого сегмента авторынка.
Впрочем, куда хуже российских реалии соседней Украины. В прошлом году продажи там просели незначительно (-2%), а вот в текущем Терещенко прогнозирует 20-30-процентный обвал. Украина («Атлант-М» здесь представлен четырьмя марками в шести автоцентрах, расположенных в трех городах) по продажам машин так и не смогла вернуться к докризисным показателям. Причем Крым, на долю которого приходилось лишь 4,5% рынка, тут вряд ли помог бы.
Чего не скажешь о белорусском рынке, где «Атлант-М» (семь марок в восьми автоцентрах, расположенных в двух городах) ввиду отсутствующей конкуренции занимает 30%. Среди наиболее востребованных здесь новых моделей авто седаны VW Polo и Kia Rio (первое и третье место соответственно). Самое забавное, что в этой стране холдинг реализовал почти столько же новых машин, сколько в РФ (11 457 против 12 096).
За прошедший год, по словам гендиректора «Атлант-М» Сергея Савицкого, сеть автоцентров приросла одним салоном в Белоруссии и дошла до цифры 25. В сложившихся на рынке обстоятельствах руководство холдинга не видит смысла вкладываться в численный рост, инвестируя в качество. По этой причине были свернуты планы по запуску двух строившихся автоцентров — в Москве (Дмитровское ш.) и Санкт-Петербурге (Девяткино). Хотя Савицкий и сообщил, что около трети шоу-румов в нашей стране сегодня балансируют на грани, читай — будут доступны в ближайшем будущем для поглощения.