Депутат вступился за жертв авторекламы
Депутат от «Справедливой России» Михаил Сердюк внес на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором он предлагает обязать рекламодателей указывать реальную стоимость демонстрируемого автомобиля, а не цену его базовой комплектации.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в рекламе на телевидении или в Интернете зачастую изображается автомобиль с коробкой-автоматом, системой мультимедиа и панорамной крышей с люком, и при этом указывается цена, к примеру, «от 400 000 рублей». «Однако, решив приобрести данный рекламируемый автомобиль, потребитель сталкивается с реальной действительностью: автомобиль, изображенный в рекламе, фактически оказывается дороже на несколько сотен тысяч рублей, так как его изображение не относилось к базовой комплектации, начальная цена которой рекламировалась «от 400 000 рублей», – приводит РИА Новости комментарий автора законопроекта Михаила Сердюка. Таким образом, по мнению депутата, рекламируемый образ товара не соответствует его реальной цене. Если же в рекламе будет указана стоимость автомобиля в демонстрируемой комплектации, то, по мнению депутата, покупатель не будет введен в заблуждение.
Екатерина Купцова, старший бренд-менеджер ГК «АвтоСпецЦентр», с депутатом не согласна. «Нельзя сказать, что реклама подобного рода вводит в заблуждение потенциальных покупателей – на плакатах дилеры всегда делают сноски с пояснением, что цена указана за базовую комплектацию автомобиля, – утверждает Екатерина Купцова. – При этом все комплектации и цены потребитель может самостоятельно изучить на сайте дилера в любое удобное для себя время – для этого нет необходимости ехать в салон или связываться с менеджерами по продажам. Вся информация о находящихся в наличии машинах представлена в открытом доступе. Для тех, кто хочет оформить предзаказ или «собрать» автомобиль по своим требованиям, на сайтах дилерских центров есть специальные приложения-калькуляторы, с помощью которых очень просто рассчитать стоимость авто, выбрав желаемые технические характеристики, дополнительные опции или оборудование».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов солидарен с дилерами. По его словам, о том, что представленный в рекламе автомобиль отличается от того, что покупатель увидит в салоне – как по комплектации, так и по цене – рекламодатели уже давно уведомляют «с помощью знаменитого рекламного приема, а именно мелкого шрифта. Шрифт хоть и мелкий, но такое предупреждение есть в рекламе автомобилей. То есть продавцы автомобилей еще несколько лет назад предприняли ряд действий, чтобы никто их не мог обвинить в обмане или некорректном информировании о товаре». Ну и сами наши граждане, уверен эксперт, «прекрасно осведомлены, что реклама не всегда соответствует тому, что они увидят в магазине, и автомобиль в данном случае не исключение». Кроме того, как подчеркивает Дмитрий Баранов, «существует риск, что такие требования к продавцам автомобилей могут увеличить их расходы, которые они просто переложат на плечи покупателей, то есть пусть и немного, но цены на автомобили могут увеличиться. Ведь получается, что надо будет рекламировать каждую продаваемую модель автомобиля, причем каждую в своей спецификации. Таким образом, пока к данному законопроекту слишком много вопросов, но главное – необходимость его принятия не столь очевидна».
Напомним, справедливоросс Михаил Сердюк отметился как автор законопроектов о дорожных видеокамерах, которые должны фиксировать не только номера автомобилей, но и лица водителей; о покупке «красивых» номеров; о запрете курения в автомобилях, если там находятся дети. Ни один из этих законопроектов к настоящему моменту принят не был.