Заградительную пошлину на экспорт бензина могут отменить
Министерство финансов направило в Минэкономразвития письмо, в котором предлагается поэтапно снизить экспортную пошлину на бензин, которая сейчас составляет 90% от уровня нефтяной. Как сообщает газета «Известия», Минфин предлагает поэтапно снизить таможенные пошлины на бензин: с 90 до 84% в 2015 году, до 76% в 2016-м и в 2017-м — до 66% от ставок по вывозу сырой нефти за рубеж.
Экспортная пошлина на бензин составляла 66% от нефтяной до 2011 года, когда из-за резкого роста экспорта бензина, повлекшего дефицит на внутреннем рынке, правительство решило ввести заградительные меры. Сейчас нефтяные компании просят правительство снизить экспортную пошлину на бензин, ссылаясь на нужды окупаемости инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
Предложение по снижению заградительной пошлины на бензин не находит поддержки у независимых покупателей топлива на внутреннем рынке и владельцев АЗС, у которых нет своей нефтепереработки. Как отмечают «Известия», даже при нынешнем уровне бензиновых пошлин экспорт этого топлива быстро увеличивается: в феврале 2014 года он вырос на 82,9% по сравнению с февралем 2013 года, что привело к росту оптовых цен на топливо до 14–22% с начала года и постепенному повышению розничных цен на 0,5–1 рубль за литр.
Один из крупных независимых владельцев АЗС отмечает, что любая отмена пошлин, уравнивание или снижение всегда приводят к увеличению экспорта. По его словам, весь бензин, который производят в России, равен объему спроса: все, что производится в стране, поглощается российским рынком. Если в Европе или Азии цена на нефть повысится, то российским компаниям будет выгодно продавать ее туда.
В Федеральной антимонопольной службе также считают, что заградительные пошлины на бензин обеспечивают стабильную ситуацию по наполнению топливом внутреннего рынка.