Денег на строительство автодорог не хватает
Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил на заседании правительства о том, что задача, поставленная президентом, – удвоить строительство автомобильных дорог, – «сопряжена с определенными рисками». Как пишет газета «Ведомости», топливные акцизы являются основным источником наполнения региональных дорожных фондов — на них приходится свыше 70% поступлений. За период с 2011 по 2013 год планировалась ежегодная индексация ставок на 1 руб., однако полностью план был выполнен только в 2011 году.
В Минтрансе напомнили, что с 2012 года введены дифференцированные ставки акцизов в зависимости от экологического класса топлива, и в результате региональные дорожные фонды за два прошедших года недополучили около 70 млрд рублей.
В ведомстве сообщили, что из-за нехватки финансирования регионы могут не выполнить президентское поручение — построить к 2022 году 42 тысячи км дорог. По оценке Минтранса, в ближайшие три года субъекты смогут построить лишь четверть объемов от необходимого — 10 тысяч км. При этом Федеральный дорожный фонд не сможет помочь регионам: в ближайшие три года его денег хватит только на строительство 2,3 тысячи км дорог регионального и местного значения.
По данным источников «Ведомостей», регионы нуждаются в дополнительном финансировании дорожного строительства на сумму в 1 трлн рублей до 2022 года — для удвоения сети региональным фондам ежегодно требуются дополнительные 100-120 млрд руб.
Независимые аналитики отмечают, что строительство двухполосных автодорог, которые не требуют переноса коммуникаций и дорогой подготовки территорий, стоит в России примерно 100-200 млн руб. за 1 км. По мнению экспертов, на строительство 32 тысяч км дорог регионам потребуется от 3,2 трлн руб. Эту сумму можно было бы уменьшить за счет привлечения частных инвесторов, которые будут стремиться ввести плату за пользование дорогами.
Между тем Аркадий Дворкович сообщил, что в ближайшие месяцы правительство предложит «сбалансированный вариант», который позволит в полной мере обеспечить финансирование дорожных фондов. По словам Дворковича, они будут финансироваться «не только за счет акцизов, но и за счет других налогов». Так, в нефтяной отрасли рассматривается снижение экспортной пошлины на нефть с 384,4 до 80 долларов за 1 тонну и одновременное повышение базовой ставки НДПИ с 530 до 1100 руб. за тонну.