Электрокары мешают общественному транспорту
В Норвегии, по данным газеты Wall Street Journal, сейчас эксплуатируется примерно 27 500 электромобилей. В стране, численность населения которой составляет 5 млн человек, продажи электромобилей составляют около 10% продаж всех новых авто. При этом большинство электрокаров используется в столичном регионе — Большом Осло.
Как отмечает газета «Ведомости», в марте электромобиль премиального класса Tesla установил рекорд в Норвегии как самый продаваемый автомобиль месяца. При этом для калифорнийской Tesla эта скандинавская страна является крупнейшим рынком в мире после США. Также другие автопроизводители, включая Nissan, многие годы считают Норвегию ключевым рынком для сбыта электрокаров. Так, группа Volkswagen сейчас начинает здесь продажи электрической версии своего бестселлера – Golf.
Государство предоставляет норвежцам ряд преференций для покупки электромобилей, включая несколько налоговых льгот, среди которых освобождение от 25%-ного налога с продаж и выплат за автомобильные выбросы, а также бесплатные зарядные станции на муниципальных стоянках и освобождение от некоторых сборов. Но главным бонусом для владельцев электрокаров считается беспрепятственный доступ на выделенные полосы для автобусов – в Осло в час пик движение сильно затруднено.
Однако, как отмечает WSJ, что хорошо для окружающей среды, то плохо для водителей автобусов, которые пытаются соблюдать расписание движения. «Электромобили нужно убрать с автобусных полос», — таково мнение как водителей, так и пассажиров автобусов, страдающих из-за частых опозданий городского транспорта, причиной которых становится увеличивающееся число электромобилей на «выделенках».
По этому поводу в неправительственной организации Bellona, выступающей за преференции электромобилям, считают, что «за автобусами должен оставаться наибольший приоритет», однако полагают, что «по вопросу пока собрано недостаточно данных». Мэр Осло Фабиан Стан рад, что его город является «столицей электромобилей» и сам иногда ездит по городу на электрическом велосипеде. По его мнению, так как люди должны ездить на работу в любом случае, город обязан сделать все возможное, чтобы пересадить людей в электрические транспортные средства.
Добавим, что, по мнению президента Maserati Харальда Вестера, разговоры «о нулевых выбросах» электромобилей — это «чушь». «Почему-то никто не говорит об эффективности при зарядке аккумуляторов», — считает Вестер. По его словам, этот показатель сильно варьируется в зависимости от конкретного региона мира и того, какое топливо используется в данной стране для выработки электроэнергии — ядерное, уголь или иное.