Госдума хочет внедрить залог в качестве альтернативы штрафу
Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции единоросс Илья Костунов полагает, что предложенная им замена в некоторых случаях штрафа на залог, который можно будет вернуть в случае недопущения новых нарушений, – хорошая дисциплинирующая мера. Он предлагает применять даную форму (залог) для следующих видов нарушений: вождение с поддельными регистрационными знаками или без них вообще, повторное управление автомобилем без техосмотра и превышение скорости.
Так, если водитель превысил скорость, то в некоторых случаях ему грозит лишение прав. Автор поправок предлагает в первый раз назначить административный залог от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. В случае повторного аналогичного нарушения залог обращается в пользу государства, а нарушитель лишается права управления транспортным средством на определенный действующим законодательством срок. В случае отсутствия правонарушений в течение установленного судом периода времени административный залог возвращается автолюбителю в полном объеме при сохранении права управлять автомобилем, пишут «Известия».
Причем сумму залога и срок его нахождения в распоряжении государства депутат предлагает определять суду. Например, если у водителя должны забрать права, то сумма залога может составлять средний размер взятки – порядка 30–50 тыс. рублей. Этой суммой водитель (теоретически) мог бы откупиться, если бы хотел решить свою проблему на месте. Когда у водителя будет выбор, он скорее предпочтет отдать на время деньги государству, чем навсегда — недобросовестному гаишнику. При этом у нарушителя появится стимул на год-полтора стать образцовым водителем, рассуждает Костунов.
Правда, некоторые депутаты полагают, что отечественная правовая база не готова к такому новшеству. Это потребует дополнительных финансовых ресурсов, выделенных из бюджета, и дополнительного штата сотрудников МВД. Неясно, где будут храниться эти деньги, а также как гражданин должен будет их вносить. Как обычно происходит в нашей стране, все это будет сопровождаться бюрократическими проволочками, что вынудит водителя «договориться на месте», чтобы избежать долгой и неудобной процедуры. Впрочем, есть и другая точка зрения - институт залогов давно следовало внедрить в российскую правоприменительную практику.