Опрос ЗР: Российские города плохо приспособлены для велосипедистов
На вопрос: «Как вы, автомобилист, относитесь к велосипедистам на дороге?» почти четверть опрошенных ответили, что они им не мешают. Видимо, тут сказалось то, что теоретически автомобилист в какой-то момент может пересесть на велосипед, а вот тогда уже придется поставить себя на место другого участника дорожного движения. 35% спокойны, когда велосипедисты ездят по специально отведенным велодорожкам. 16% настроены категорично: велосипедисты им мешают. Ровно четверть респондентов считает, что велосипеду как прогулочному виду транспорта самое место в парках и скверах.
Полагаем, что как альтернативу автомобилю велосипед все же рассматривать наивно, какие бы меры ни предпринимали власти, особенно это касается крупных российских городов. И потом, далеко не все, в силу разных причин — возраста, веса и т. д., могут себе позволить, например, доехать до работы на велосипеде, который все-таки по большей части молодежный вид транспорта. Дадим слово редактору журнала «За рулем» Игорю Моржаретто, у которого, как обычно, своя точка зрения:
– Я не завидую велосипедистам на столичных улицах, Москва – город минимально приспособленный для того, чтобы тут перемещались какие-то иные транспортные средства, кроме легковых и коммерческих автомобилей. Так уж сложилась схема движения в городе, что есть проезжая часть для автомобилей, они же иногда занимают и тротуар, остается немножко места для пешеходов, а для остальных — ну совсем ничего. Причем попытки наших властей вписать велосипедистов в транспортную схему города, по примеру Парижа, Амстердама и даже Пекина, достаточно сумбурны. В прошлом году построили большое количество стоянок-прокатов велосипедов, в этом - часть их снесли. Может, услуга не пользовалась спросом? Но тогда, прежде чем строить, нужно понять, кто и в каком количестве этим воспользуется. Ближайшая от нашей редакции станция велопроката находится на Чистых прудах, на Сретенке тоже была, но ее снесли, и нет надежды, что будут восстанавливать. На сегодняшний день при сумбурности дорожного трафика в Москве, да и других крупных российских городах, я бы не экспериментировал с таким энтузиазмом, навязывая велодвижение, бросаясь при этом то вперед, то назад.
Мы обратились с тем же вопросом к велосипедисту с 40-летним стажем Михаилу Бирюкову, и вот что он нам рассказал:
– Москва совершено не приспособлена для велосипедов. В центре дорожки узкие. Кроме того, край дороги у нас часто бывает аварийным, это считается обочиной, и ей никто толком не занимается. Там могут быть провалы асфальтового полотна, открытые решетки водостоков, куда не дай бог попасть. Да и сами решетки сделаны таким образом, что там легко может застрять узкое колесо. Велосипедных дорожек как не было, так и нет. У нас что происходит? Взяли тротуар, отрезали кусок, начертили полосу и назвали велодорожкой. А между тем по ней продолжают ходить мамочки с колясками, прогуливаться люди. Если я собью здесь пешехода, то все равно буду виноват. Так что, например, в Москве, велосипедистам просто некуда деваться. Кроме того, в метро с велосипедами не пускают, и хотя в общественном транспорте официально проезд разрешен, но это тот случай, когда разрешают то, что невозможно. Попробуйте пройти через валидатор с велосипедом в автобус, где толпа народа! Поэтому остаются лишь дороги общего пользования, по которым, если приноровиться, ездить, конечно, можно и даже не запрещено ПДД, но реально достаточно опасно.
Впрочем, оба наших комментатора проживают в Москве и поделиться могут только своим опытом. Что касается велодвижения в целом, то тут безусловный лидер Голландия, а особенно ее столица. Амстердам — самый приспособленный и удобный город для двухколесного транспорта. Велосипедисты там пользуются особыми преференциями, им удалось потеснить с дорог не только автомобили, но пешеходов. В Амстердаме проложены отличные дорожки для велосипедистов со своими светофорами, разметкой и знаками. Есть даже междугородние маршруты. Но это, видимо, совсем не наша история.
Между тем столичные власти хотят сузить проезжую часть ряда улиц, расположенных в ЦАО, и организовать там велосипедную сеть. Речь идет о проспекте Академика Сахарова, Берсеневском переулке, Нижней Сыромятнической улице, Кадашевской набережной и ряде других улиц.