Рост числа торговых центров в Москве негативно отразится на трафике
В 2014 году в Москве введут 1,02 млн кв. м арендопригодных площадей, сообщает «Коммерсант.Деньги». Это почти треть от имеющихся на конец 2013 года площадей (3,5 млн кв. м). Возможно, строители и перенесут часть планов на следующий год, но в любом случае в 2014-2015 годах будут запущены 24 молла, среди них и крупнейший в Европе «Авиа Парк» площадью 400 тыс. кв. м на Ходынском поле. А также «Vegas Крокус Сити», Columbus, GoodZone, «Реутов Парк» и другие. Сейчас в столице уже около сотни моллов, а всего ТЦ — порядка тысячи. Причем четыре из 24 моллов расположены на Третьем кольце («Ривер Молл», «Мозаика», «Авиа Парк», «Полежаевская»). И далеко не всегда речь идет о завершении объектов, заложенных при Лужкове. Тот же «Авиа Парк» структуры Аркадия Ротенберга начали строить в конце 2012 года.
В США, например, используется следующая схема: торговые центры не жмутся у метро, ведь все покупатели на машинах, а выносятся за пределы крупных городов. Но в России залог успеха ТЦ — доступность для пассажиров общественного транспорта.
Социологи объясняют, что в Москве сложилась привычка гулять в торговых центрах. Она сформировалась из-за недостатка публичных пространств, ведь только недавно в столице стали развивать парки и прогулочные зоны. Поэтому люди приезжают туда, как правило, с намерением провести практически целый день, особенно это касается выходных.
Специалисты полагают, что в Москве прекратить строительство ТРЦ может лишь их недостаточная прибыльность. До этого наверняка будет введено еще много торгово-развлекательных центров площадью сотни тысяч квадратных метров, которые, увы, будут лишь накапливать дорожные пробки.
«За рулем.РФ» попросил прокомментировать эту проблему специалистов.
Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России: «Рост числа ТРЦ, безусловно, лишь ухудшит дорожную ситуацию. В первую очередь из-за отсутствия разгонных полос и перехватывающих съездов к ТЦ. К тому же новые центры, скорее всего, будут иметь подземные парковки с платным въездом, что обязательно приведет к появлению очередей на въезде и снижению транспортной проходимости на данном участке дороги. Хорошее тому подтверждение — ТЦ на Третьем транспортном кольце в районе Верхней Красносельской улицы».
«Рост ТЦ может ухудшить ситуацию с московскими пробками в том случае, если здания будут располагаться в пределах МКАДа. Важен и факт корректно организованного примыкания к автотрассам. Новые торговые центры привлекут не только новых посетителей, но и криминал. Речь идет об угонщиках, которые уже давно облюбовали стоянки ТЦ. По данным ГИБДД, в 2013 году 24,6% хищений автомобилей совершено на парковках торгово-развлекательных центров. Причем все чаще угонщики действуют днем, дерзко и открыто предпринимая попытки проникновения в автомобиль через несколько секунд после выхода автовладельца. При помощи специального устройства (код-граббера) перехватывают радиосигнал, который подает штатный брелок, а затем повторно используют его для отключения штатной сигнализации», — полагает начальник оперативно-дежурной службы группы компаний «Аркан» Александр Микрюков.