ФАС: «Мерседес-Бенц Рус» вовремя встала на путь исправления
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) раскрыла подробности антимонопольного расследования в отношении «Мерседес-Бенц Рус» (российский дистрибуьютор группы Daimler AG). Расследование началось в декабре 2013 г. после жалобы одного из автодилеров — «Авилон автомобильная группа», который посчитал, что дистрибьютор ограничивает его свободу. «Авилон АГ» подавал жалобу в феврале 2013 г., а в августе отозвал, так как спорные вопросы удалось решить, пишут «Ведомости».
Оказалось, что помимо основных договоров «Мерседес-Бенц Рус» заключал с дилерами дополнительные соглашения, ограничивающие их самостоятельность: без письменного разрешения дистрибьютора дилеры не имели права продавать автомобили «клиентам категории G» (т. е. госструктурам). То же самое касалось запчастей и автопринадлежностей для автомобилей Mercedes-Benz.
ФАС пришла к выводу, что продажа автомобилей и запчастей к ним госклиентам — конкурентная среда и отдельный производитель, включая Daimler AG, не может в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на этом рынке. В соглашениях между ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» и дилерами обнаружились все признаки нарушения антимонопольного законодательства, что могло привести к ограничению конкуренции на рынке автомобилей марки «Мерседес-Бенц».
После этого дистрибьютор немецкого производителя внес изменения в политику продаж в отношении G-клиентов, расширяющий самостоятельность дилеров. «Компания «Мерседес-Бенц Рус» вовремя встала на путь исправления», — отмечается в официальном сообщении ФАС.
В ходе рассмотрения дела«Мерседес-Бенц Рус» также представила в ФАС России доказательства отсутствия фактов наступления каких-либо негативных последствий как для рынка, так и для отдельных его участников. Дистрибьютор умышленно исключил посредников из цепочки продаж, чтобы снизить коррупционные риски, так как прецеденты уже были. В 2010 г. Минюст США провел антикоррупционное расследование и установил, что в 1998-2008 гг. Daimler давал взятки чиновникам из 22 стран. Среди них были и российские чиновники: в 2000-2005 гг. они получили от компании как минимум 5 млн евро за контракты на поставку авто в гараж особого назначения ФСО, МВД, Минобороны и др. Дело закончилось для Daimler выплатой 185 млн долларов штрафа. Поэтому компания Daimler стала продавать автомобили госструктурам в Московском регионе исключительно через свою собственную сеть продаж, а не через дилеров.
Учитывая все обстоятельства, комиссия ФАС России приняла решение прекратить производство по этому делу.