Сбор платы с грузовиков за вред дорогам отложили на год
Федеральный закон, обязывающий тяжелые грузовики платить за проезд по трассам федерального значения, должен был вступить в силу 1 ноября 2014 года. Постановление федерального правительства предусматривало, что каждый километр пройденного пути обойдется большегрузам в 3,5 рубля. За счет этого государство планировало пополнить Федеральный дорожный фонд в 2015 году на 43,8 млрд рублей. В сообщении на сайте Кремля отмечается, что вступление постановления в действие пришлось отсрочить ввиду того, что до 1 ноября этого года не будет создана система взимания платы.
Как пояснил «За рулем.РФ» исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин, проект пришлось отсрочить именно из-за его новизны, что выражается в отсутствии законодательной базы и инфраструктуры. По мнению эксперта, для полноценной реализации такого масштабного проекта необходим четкий план действий, которого пока нет. Нужно определить главного инвестора, того, кто претворит в жизнь законодательную инициативу правительства. Со своей стороны, инвестор должен четко понимать структуру затрат на проект, период окупаемости, определить количество привлекаемых материальных и людских ресурсов. Это долгосрочная работа, требующая четкой калькуляции. На сегодняшний день еще не выбран главный подрядчик, и тендер до сих пор продолжается.
Однако и автомобилисты, и потребители услуг воспримут перенос даты введения в России платы с грузовиков позитивно. «Отсрочка проекта до 15 ноября 2015 года позволит сохранить цены автоперевозчиков на прежнем уровне, что, в свою очередь, даст возможность не повышать конечную стоимость товаров и услуг, – говорит Юрий Зорин. – Хотя цены в этом году могут повыситься за счет инфляционной составляющей. За первые пять месяцев года инфляция уже перешагнула отметку в 4%. Но большинство участников рынка при заключении контрактов зафиксировали цены на год, поэтому я не вижу поводов для резкого роста тарифов».
Идея брать плату за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам была зафиксирована в законодательстве еще в 2011 году, напоминают «Ведомости». Однако сроки тендера переносились дважды: сначала по просьбе инвесторов, указавших на нереалистичные сроки, после – из-за бюрократических проволочек. На контракт, по данным издания, претендуют три консорциума:
- «Инфраструктурные спутниковые системы» во главе с «ВТБ капиталом» (плюс «Ростелеком», «Ланит», французская Vinci и РФПИ)
- «Навигационные информационные спутниковые системы», сформированные «НИС ГЛОНАСС», МТС-банком и австрийской Kapsch
- «Оптима плюс».
Недавно у них появился еще один конкурент – госкорпорация «Ростех», которая указывает на соображения национальной безопасности: данные системы взимания платы должны быть защищены, а для этого необходимо построить ее на российских технологиях и комплектующих.
Условия госконтракта предусматривают, что инвестор вложит в создание системы взимания платы 26 млрд руб. (средства будут затрачены на разработку программного обеспечения, установку рамок, изготовление транспондеров), после чего в течение 13 лет он будет получать до 11,2 млрд руб. в год за обслуживание системы. Собранные с перевозчиков средства (порядка 50 млрд руб. в год) оператор должен перечислять в федеральный дорожный фонд.