ГАЗ может уволить 5 тысяч сотрудников из-за кризиса в отрасли
Объемы продаж «Группы ГАЗ» за 6 месяцев 2014 года снизились на 28%. В числе причин называют нестабильную экономическую ситуацию, общее изменение структуры бизнеса и перевозок, ухудшение условий покупки, сокращение госзакупок. Такие данные были озвучены на заседании экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники при комитете Госдумы по промышленности.
Первый зампред комитета и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев подчеркивает, что прогнозы развития отечественного автопрома отнюдь не оптимистичные. В прошлом году удалось остановить падение благодаря введению компенсации процентных банковских ставок при автокредитовании. В этом году, несмотря на просьбы машиностроителей по продлению этой программы, Минпромторг решил оказать поддержку лишь производству грузового автотранспорта.
Между тем, если за январь-февраль 2014-го снижение объемов продаж легковых автомобилей составило 4%, то за первые пять месяцев — уже 6%. В письме, адресованном председателю Правительства РФ, Гутенев подчеркнул необходимость поддержки отрасли и возобновления госпрограммы льготного автокредитования для легковых автомобилей. В полученном ответе, подписанном вице-премьером Аркадием Дворковичем, отмечается, что правительство готово вернуться к обсуждению этого вопроса во втором полугодии 2014 г.
Сам Гутенев полагает, что падение авторынка продолжится и может составить еще как минимум 5-6% за июль, а за летний отпускной период перевалить и за 10%. Но это будет означать настоящий коллапс для производителей автокомпонентов, со всеми вытекающими производственными, финансовыми и социальными последствиями.
Парламентарий напомнил, что автомобилестроение — фундаментальная составляющая отечественной высокотехнологичной промышленности, поэтому сохранить объемы производства и сделать более глубокой локализацию работающих в России зарубежных брендов жизненно важно. И, конечно же, нельзя допустить в отрасли дальнейшего роста безработицы, снижения налоговых выплат, утраты возможностей для модернизации производства за счет собственных средств.
«За рулем.РФ» попросил руководство «Группы ГАЗ» прокомментировать ситуацию.
«Мы обсуждаем в правительстве и Госдуме негативные последствия для автомобильной промышленности, вызванные значительным падением рынка коммерческого транспорта, и меры, которые позволят поддержать спрос и предотвратить сокращения персонала. На предприятиях автопрома уже значительно сократились объемы производства, но мы сохраняем рабочие места, сокращая затраты за счет других направлений: снижение себестоимости продукции, сокращение запасов, оптимизация логистики, реализация непрофильных активов. Эти мероприятия дадут нам экономический эффект до 4-5 млрд рублей в год. Мы также стимулируем продажи, продолжая выпуск новых продуктов: в этом году ГАЗ запускает в серийное производство сразу три новые модели линейки NEXT, а ПАЗ начнет выпуск двух новых моделей газовых автобусов. На данный момент мы переводим высвобождаемых сотрудников на новые производственные проекты. Но ситуация на рынке ухудшается, и усилия автопроизводителей недостаточны для того, чтобы преодолеть кризисные явления. Поэтому сейчас делаются прогнозы — какие сокращения персонала возможны в случае негативного развития ситуации и какие меры на федеральном уровне могут это предотвратить. Обсуждается возможность внедрения программы утилизации, программы обновления парка газовыми автобусами и грузовиками и другие меры стимулирования рынка», — ответила Елена Матвеева, вице-президент «Группы ГАЗ».
Напомним, ранее Минпромторг заявил, что не планирует возобновлять программу субсидирования автокредитов в 2014 году, полагая, что закрытие программы не ухудшило ситуацию в отрасли. Поддержка будет оказана производителям грузового автотранспорта и автобусов (в особенности на газомоторном топливе), используемых для муниципальных нужд. Субъектам Федерации на закупку этой техники выделят субсидии, объем которых может превысить прошлогодние показатели.