Иностранные автопроизводители готовятся покинуть Россию
На вчерашнем заседании экспертного совета Госдумы российские автопроизводители заявили, что без мер господдержки авторынок продолжит сокращаться. Только в январе — мае падение составило 6%. Специалисты компаний утверждали, что динамика спроса на новые машины существенно отличается (в худшую сторону) от прогнозов государственной стратегии развития автопрома до 2020 года. Уже в этом году объем рынка может быть на 26% ниже заложенного в стратегии, а к 2018 году разрыв достигнет 36% — 2,3 млн машин вместо 3,6 млн, пишет «Коммерсант».
При сохранении ситуации в экономике и снижении импортных пошлин из-за ВТО (сейчас на новые легковые автомобили они составляют в среднем 25%, к 2019 году снизятся до 15%) локализовать производство в России после 2017 года будет невыгодно. В итоге доля импорта может вырасти до 67%, или 1,4 млн машин (в 2013 году — 700 тыс. автомобилей, или 29% рынка) против 20%, заложенных в стратегии. Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% (1,3 млн автомобилей) до 26% (600 тыс.). Уже сейчас для сокращения выпуска в РФ иностранных машин есть предпосылки: мощности большинства заводов слишком малы, чтобы конкурировать по затратам с крупными предприятиями Европы. Для устойчивого положения на рынке завод должен производить не менее 200-400 тыс. машин в год, но сейчас в России такими мощностями располагают лишь АВТОВАЗ, Volkswagen и Hyundai-Kia.
На сегодняшний день государство частично субсидирует автозаводы, но эти деньги фактически компенсирует отечественным предприятиям утилизационный сбор — 84,3 млрд руб. в 2014 году. Субсидирование дает преимущество в 5-10% по сравнению с импортом, но после снижения импортных пошлин, согласно нормам ВТО, перспективы становятся менее радужными. Сейчас производители экономят с учетом субсидий около 0,6-1,5 тыс. евро на автомобиль. При объеме от 50 тыс. машин в год без субсидий экономия от локализации по сравнению с импортом будет составлять 60 евро на автомобиль, а от 10-25 тыс. придется еще и «доплатить» 0,5-1,3 тыс. евро на автомобиль. В результате может уйти в прошлое так называемая сборка по контракту, которая на данный момент производится на «Автоторе», Derways, «Соллерсе», «Группе ГАЗ». В зоне риска прекращения сборки в России и перехода на импорт находятся китайские бренды, Peugeot-Citroen, BMW, SsangYong, Opel.
Вчера тревожное сообщение поступило и о «Группе ГАЗ» — предприятиям Группы придется уволить около 5 тысяч сотрудников, если государство в ближайшее время не поддержит рынок легких коммерческих автомобилей и автобусов. Причинами кризиса стали нестабильная экономическая ситуация и общее изменение структуры бизнеса и перевозок.