Для фиксации мелких ДТП разрешили использовать приборы ГЛОНАСС и GPS
На заседании в пятницу, 4 июля, Госдума рассмотрит в третьем, окончательном чтении большой блок поправок в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сообщает РИА Новости. Основным новшеством, которое депутаты утвердили 2 июля во втором чтении соответствующего законопроекта, стало увеличение с 1 октября лимита выплат по ущербу, нанесенному в ДТП имуществу – со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, а с 1 апреля 2015-го – по ущербу жизни и здоровью (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей). Эта норма будет действовать только для вновь приобретаемых полисов.
Что касается уточненного порядка оформления мелких ДТП по европротоколу, то, согласно поправкам, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП страховщику должна быть предоставлена информация об обстоятельствах причинения вреда автомобилю в виде фотографий или видеосъемки с места ДТП, а также данные системы ГЛОНАСС или других глобальных спутниковых навигационных систем, например GPS. Максимальный размер страховой выплаты для таких случаев возрастает вдвое — до 50 тыс. рублей.
По информации РБК daily, поправка о способах фиксации обстоятельств ДТП была внесена прямо на пленарном заседании ГД 2 июля. Ее по просьбе правительства внес депутат фракции КПРФ Борис Кашин, а отстаивал — замминистра финансов Алексей Моисеев.
«Действительно, поправка поддерживается правительством, более того, она согласована с администрацией президента», – приводит издание слова Моисеева. В рамках эксперимента «Убери машину с дороги» предлагается разрешить водителям для предоставления информации страховщикам до 1 января 2017 года использовать не только ГЛОНАСС, но и глобальные навигационные установки других систем, уточнил замминистра.
«В связи со сравнительно невысокой распространенностью устройств, использующих технологию ГЛОНАСС, преждевременное введение этой нормы сделает применение системы европротокола недоступным для значительной категории граждан», – говорится в письме первого вице-премьера Игоря Шувалова руководителю администрации президента Сергею Иванову.
Заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов рассказал «За рулем.РФ», что в отличие от трекеров, установленных на грузовом транспорте, навигаторов на базе ГЛОНАСС у российских автолюбителей, на которых ориентирован европротокол, крайне мало. «Если бы разрешение использовать GPS не было получено, то использование европротокола было бы просто заблокировано, – считает эксперт. – Что касается внесения в европротокол GPS-координат места ДТП, то, к сожалению, никаких преимуществ водителям это не дает. Ключевые аспекты происшествия так или иначе фиксируются на схеме, а привязка самой схемы к местности позволяет разве что понять, в зоне действия каких знаков произошел инцидент. Мало того, у пользователей большинства дешевых GPS-навигаторов, теряющих точность в условиях городской застройки, появляется необходимость проверять соответствие полученных координат реальному местоположению машины. В противном случае может неожиданно выясниться, что по координатам, столкновение на скорости 80 км/ч произошло даже не на встречной полосе, а вообще в соседнем дворе».
«Кроме того, использование европротокола осложняется еще и необходимостью предоставления фото- или видеоотчета обстоятельств ДТП. Безусловно, при нынешнем распространении видеорегистраторов и камер в мобильных устройствах это не представляет сложностей. Однако чем больше материалов требуется предоставить страховщику, тем больше шанс, что на основании их «изучения» или отсутствия какого-то важного, по мнению страховщика, ракурса съемки будет отказано в выплате», – заключает Станислав Емельянов.
Поправки в порядок оформления мелких ДТП, если законопроект будет принят, вступят в силу с 1 октября 2014 года.
Что касается других новшеств в законодательстве об ОСАГО, то, напомним, вместе с введением новых страховых сумм поэтапно уточнят и тарифы ОСАГО. Нижнюю и верхнюю границу тарифного коридора будет определять ЦБ РФ, который получит право ежегодно пересматривать ценовые параметры в «автогражданке» и контролировать то, как страховщики рассчитывают выплаты. Должен вырасти и размер неустойки (пени), которую страховая компания обязана выплатить своему клиенту за нарушение сроков возмещения ущерба. За каждый день просрочки страховщик обязан предоставить 1% страховой выплаты, а за нарушение срока направления мотивированного отказа — 0,05% за каждый день.
С 1 октября 2014 года уровень максимально допустимого износа деталей, который учитывается при определении страховой выплаты на ремонт, снижается с 80 до 50%.
Кроме того, договор ОСАГО можно будет заключать в виде электронного документа, а оформленный таким образом полис будет представлять собой просто электронный номер. Согласно поправкам, страховщик обязан не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора ОСАГО внести сведения, указанные в заявлении о заключении договора или представленные при его подписании, в автоматизированную информационную систему (АИС ОСАГО).
Досудебное урегулирование спора между сторонами должно состояться в течение пяти календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней). За это время страховщик должен рассмотреть претензию клиента и либо удовлетворить его требование, либо направить мотивированный отказ, передает РИА Новости. За необоснованный отказ или навязывание дополнительных услуг при заключении договора, согласно поправкам в КоАП, страховщиков будут штрафовать на 50 тысяч рублей. В случае досрочного прекращения договора ОСАГО страховщик обязан возвратить страхователю часть страховой премии в размере ее доли, приходящейся на неистекший срок действия договора или неистекший срок сезонного использования машины.