Кубок России по дрэг-рейсингу. Дмитрий Саморуков: «Наши участники – наш золотой фонд»
С этого года Кубок России по дрэг-рейсингу, проводимый при поддержке РАФ, получил нового промоутера – SMP Racing и новых организаторов в лице компании Dragtimes, которая уже пять лет занимается проведением автомобильного фестиваля суперкаров Unlim 500+. В предстоящую субботу в Новокузнецке состоится уже третий этап Кубка России, своеобразный экватор сезона, поскольку всего в этом году будет пять этапов. Первые два уже прошли в Омске и Красноярске. Соревнования в Новокузнецке должны собрать максимальное число зрителей, поскольку здесь традиционно проводятся дрэг-заезды «Кузнецкая жара». Накануне соревнований о положении дел в российском дрэг-рейсинге, его дальнейшем развитии и о перспективах росскийского автоспорта в целом рассказал в интервью исполнительный директор SMP Racing Дмитрий Саморуков.
- Дмитрий, ваша компания красиво называется промоутером Кубка России по дрэг-рейсингу. Что ты лично вкладываешь в это понятие и какова ваша задача?
- Для нас участие в поддержке и развитии российского автоспорта это, прежде всего, социальная задача. Мы хотим, чтобы о ней узнали по всей стране и прежде всего в регионах - как можно больше народа. Потому что, перефразируя Берни Экклстоуна, можно сказать: «Где-то в Сибири наверняка живет талантливейший пилот Ф1, но мы о нем не услышим, потому что скорее всего у мальчика из Сибири никогда не будет шанса не только сесть в болид Ф1, но и даже дотронуться до него». Вот в этом и есть наша задача: помочь молодым талантам пробиться наверх. Для этого мы смотрим маленьких ребят, которые принимают участие в детских соревнованиях, в том числе и по картингу, и отбираем лучших.
Организатор программы SMP Racing Борис Ротенберг основной своей задачей видит сделать автоспорт популярным, так, чтобы его было интересно смотреть, чтобы как можно больше людей в него было вовлечено. Конечно, чем выше будет результат, тем больше отдачу мы будем иметь, но это не только коммерческий проект, это, прежде всего, социальная программа, это то, ради чего Борис Романович в принципе создавал этот проект: дать шанс российскому автоспорту.
Что касается дрэг-рейсинга, то сегодня наша задача как промоутеров заключается в том, чтобы помочь организаторам – коллективу Dragtimes – найти спонсоров, которым была бы интересна эта дисциплина автоспорта. Помимо финансовых возможностей мы готовы предоставить и те ресурсы, которыми на сегодняшний день обладаем. Это, прежде всего медиавозможности и сотрудничество с некоторыми нашими партнерами.
- Договор с Российской автомобильной федерацией подписан вами на 3 года. И уже в этом году вы сделали довольно значительные финансовые вливания, которые помогли организовать два важных момента: бюджет на компенсацию расходов участников на доставку гоночной техники, а также весьма существенный призовой фонд…
- Это очень важная составляющая. Ведь мы понимаем, что дрэг-рейсинг сегодня находится далеко не в лучшей форме, а имеющиеся участники – настоящие герои, которые расходуют на это увлечение в 90% случаев не спонсорские деньги, а свои собственные, иногда последние. И если мы хотим, чтобы они участвовали, чтобы появлялись новые лица – а мы этого хотим – мы должны что-то для этого сделать, для начала хотя бы оплатить доставку их техники к месту соревнований.
Призовые это примерно из той же серии. Мы понимаем, сколько денег человек может потратить на подготовку автомобиля к этапу, и призовые это фактически некая компенсация их расходов. Этих денег должно гипотетически хватить на бензин и запчасти.
- Накануне 3-го этапа было принято важное решение по увеличению призового фонда и назначению призовых по итогам результатов всего сезона. Кто и для чего принимал это решение?
- Это решение полностью принадлежит организаторам в лице Dragtimes, но SMP Racing, конечно, в курсе происходящего. Я считаю, что это правильное решение, так как оно поможет не только удержать уже имеющихся участников, но и привлечь новых. И очень грамотно, что эта идея была реализована перед новокузнецким соревнованием, ведь остается еще 3 этапа, а победитель Кубка определяется по трем лучшим результатам. Так что у людей появился не только дополнительный стимул, но и хороший шанс.
Перед началом сезона SMP Racing совместно с РАФ поставила перед Dragtimes определенные задачи. Это продвижение программы среди пилотов, появление ярких и быстрых машин, увеличение числа участников и открытие новых, интересных регионов. Нам нужно, чтобы эти гонки были настолько интересны и динамичны, чтобы их можно было показывать по телевидению, Потому что именно телетрансляции привлекут внимание как участников и зрителей, так и потенциальных спонсоров.
- Как ты оцениваешь в принципе наличие призового фонда в автоспорте?
- Согласись, наличие призового фонда немного «пахнет» ситуацией с «покупательством» участников, по крайней мере, такая версия может существовать. И хотя я лично знаю, что это не так, хотелось бы, чтобы это понимали и остальные. Дрэг-рейсинг – дорогой вид спорта. И сейчас он держится в основном на энтузиастах. Так вот нашей задачей при создании этого призового фонда стала возможность хоть как-то компенсировать те затраты, которые люди несут, поддерживать этот человеческий энтузиазм.
Среди наших участников есть люди, хотя их и немного, которые участвуют в соревнованиях по дрэгу из года в год. Они – настоящий пример для подражания, и мы очень хотим, чтобы на них равнялись. Эти люди – живое исключение из правил. Они выжили несмотря ни на что, даже несмотря на то, что дрэг у нас в стране на какое-то время почти умер.
Другая категория участников приходит к нам из нелегала, и для них призовой фонд – интересная и привлекательная часть дрэга. Задача убрать людей с улиц, показать им, что есть цивилизованный автоспорт и научить их быть спортсменами – задача важная, но сложная. И это тема, которую мы развиваем совместно с РАФ: программа за безопасность на дорогах. Идея по привлечению в автоспорт молодых людей, любящих погонять на городских улицах, родилась во время встречи с президентом РАФ Виктором Николаевичем Кирьяновым, который обозначает эту проблему одной из важнейших на сегодняшний день. Но как говорит сам Виктор Николаевич, «запретить что-то, не предложив ничего взамен, невозможно». А развитие именно дрэг-рейсинга очень хорошо ложится в эту концепцию.
- Что ты рассчитываешь получить за те три года, на которые у вас заключен контракт с РАФ?
- Мы хотим больше сотни участников. Мы хотим нормальное, достаточное количество зрителей, чтобы те люди, которые участвуют в соревнованиях, понимали, что они кому-то нужны. Мы хотим полноценных партнеров.
Вот, например, в Красноярске было мало зрителей, несмотря на то, что была совершенно сумасшедшая организация. А не видеть на таких соревнованиях огромного числа зрителей очень грустно. И это наша общая недоработка с Dragtimes, я считаю, организаторы на трассе тут ни при чем. Это вопрос совместной работы. Надо чтобы зрители интересовались пилотами и машинами, знали про них все, а мы бы им постоянно обо всем рассказывали, поддерживали интерес, готовили красивое видео и фото. И в этом кроется главный момент: получив правильное мероприятие, мы сможем продать его спонсорам. И тогда уже они начнут давать деньги. Но только не нам, а вместо нас.
Проблема в том, что у нас люди мало что знают про автоспорт в целом, а уж про дрэг и подавно. При этом у дрэг-рейсинга есть своя конкретная и обширная целевая аудитория, которую надо просто раскачать, и тогда будут и зрители, и участники, и спонсоры.
- Знаешь, если смотреть на происходящее со стороны, то у организаторов было много милых и безобидных понтов, вроде того же итальянского Prosecco вместо привычного «Советского шампанского» на подиуме, которым все поливаются. Тебе не показалось?
- С моей точки зрения, это не понты, а некий московский шик, который все, может быть, и ненавидят, но который, тем не менее, просто необходим. Нам обязательно нужно, чтобы все эти мелочи были, и при этом были изящны и продуманы. Чтобы трасса была правильно оформлена – со специальными табло для трансляции заездов и времени, чтобы эта самая трансляция шла в режиме онлайн и ее было интересно смотреть, чтобы вдоль трассы висели флаги и баннеры спонсоров. Эстетика очень важна, и если что-то делать, давайте делать красиво. Но помимо этого важен и профессионализм – как в техническом обеспечении мероприятия, так и в судействе, которое должно быть грамотным и честным. Именно поэтому мы и пригласили в качестве организаторов Dragtimes – потому что знаем, что они сделают не только профессионально, но и красиво.
В какой-то момент это коснется всего – не только кубков и подиума, но и того, как будет оформлена какая-нибудь палатка с питанием, какой порядок и красота будут царить в паддоке, как выглядят механики. Мы хотим настоящей автоспортивной цивилизации. Делая акцент на этом, мы даем понять, что это важно. И, в конце концов, и всем людям станет радостно, и для них это превратится в праздник.
- Автоспортивная цивилизация это, конечно, хорошо. Но как это сделать?
- Нам сейчас нужна позитивная энергия и общность всех заинтересованных в автоспорте и конкретно в дрэг-рейсинге. Общее пространство, общие интересы, общие устремления. Нельзя жить в негативе, нам надо собираться всем вместе, обсуждать происходящее, привлекать новых людей, придумывать что-то. Наши участники должны понимать, что они – наш золотой фонд, что от них зависит то, какое развитие получит проект в дальнейшем. Люди должны ощущать свою причастность к процессу. Их надо втягивать в процесс.
Борис Романович Ротенберг изначально так поставил дело, что у нас во всех сериях SMP Racing каждый пилот не только участвует в гонках, но и занимается дополнительной работой: перенимает опыт зарубежных команд и использует его при организации соревнований внутри России, занимается с малышами и молодежью в различных классах, от картинга до «младшей формулы», и многим другим. Карьера гонщика очень короткая, люди должны получить шанс построить свое будущее. Мы не можем раскидываться людьми, у нас нет такой возможности. Но при этом каждый должен понимать, что это нужно не только нам, но и ему самому.
Я считаю, что те люди, которые находятся сейчас в дрэге, просто обязаны сделать так, чтобы туда потянулись и другие. Потому что те, кто сейчас занимается дрэг-рейсингом, – они просто сумасшедшие! В хорошем смысле. Они до сих пор им занимаются, несмотря на отсутствие условий для его развития. И если каждый будет вносить частичку добра и позитива, то всем станет только лучше.