DTM: двойной успех «баварцев»
В прошлом году для гонок DTM использовалась конфигурация трассы под названием «Спринт» – 2,555 км, которые мощные автомобили преодолевали за 1 минуту. Тогда боссы чемпионата высказывали сомнения, что следует задействовать большую дистанцию, однако в этом сезоне согласились попробовать. В результате не прогадали. Дистанция «Гран При» длиной 2,931 км позволила полностью задействовать потенциал машин. Также увеличились отрезки для использования DRS, а пилоты получили больше возможностей для обгонов. Теперь круг в квалификационном режиме гонщики в среднем преодолевали за 1,29 минуты. Лучший результат в квалификации показал Максим Мартен (BMW): в финальном сегменте он прошел дистанцию за 1:28.619. Бельгиец во всех трех ее частях заметно опережал соперников, но на последних минутах весьма близкий результат продемонстрировал еще один представитель BMW – Бруно Спенглер (BMW). И все же Мартен опередил канадца на 0,019 секунды.
Следующие три места, с третьего по пятое, оставили за собой пилоты Audi: Нико Мюллер, Майк Рокенфеллер и Адриан Тамбэ. Причем Мюллер и Рокенфеллер показали одинаковое время – 1:28.714. Далее, вплоть до тринадцатого места, расположились только гонщики BMW и Audi. Лучшим от Mercedes стал Роберт Уикенс – четырнадцатый результат, 1:29.148. Россиянин Виталий Петров (Mercedes) во время тренировок пробовал разные настройки, пытаясь бороться с избыточной поворачиваемостью, которая не подходит его стилю пилотажа, но в итоге смог показать только 23-й результат.
«Я не люблю, когда у машины избыточная поворачиваемость, и во время тренировок мы пытались уменьшить ее. В результате добились того, что возникла недостаточная управляемость, при которой машина DTM в принципе не может ехать быстро. Автомобиль Mercedes очень чувствителен к малейшему повороту руля: едва поворачиваешь его, и машина тут же ныряет в поворот. Поэтому надо очень аккуратно работать рулем, не допуская резких движений, причем повторяя движения каждый раз одинаково, как робот. В Формуле 1, напротив, я мог настроить руль под себя, например, так, что я поворачиваю его много, а колеса на самом деле поворачиваются мало. В DTM так сделать невозможно, здесь все строго регламентировано. Поэтому мне приходится привыкать, терять много времени, адаптируясь к особенностям управления машиной в поворотах. Особенно сложно в квалификациях. В гонках, наоборот, проще: ставишь мягкие колеса, и прижимная сила повышается, задняя часть машины держится лучше, нет постоянного срыва задней оси», – после соревнований рассказал об особенностях управления автомобилем Mercedes DTM Виталий Петров.
В самой гонке Виталий Петров надеялся, что обойдется без машины безопасности, и тогда, выбрав верную стратегию, можно будет побороться с соперниками за позиции. Пилоты Audi, оказавшиеся в шаге от лучшего результата в квалификации, также надеялись, что заезд обойдется без происшествий. Нико Мюллер, обладатель третьей стартовой позиции: «Наша машина весьма конкурентоспособная, и если наша стратегия окажется подходящей, а на трассе не произойдет никаких событий, у нас будут хорошие шансы финишировать на подиуме или даже побороться за победу».
Тем не менее без инцидентов в гонке не обошлось. И самыми невезучими по иронии судьбы в ней оказались именно автомобили Audi. Еще на первом круге Эдуарду Мортара (Audi) задел машину Джейми Грина (Audi), обоих развернуло, и они откатились на несколько позиций ниже в пелетоне. Удар не прошел даром для Audi Грина – спустя семь кругов пилот был вынужден сойти с дистанции. Тем временем Максим Мартен, сохранивший лидерство на старте, достаточно быстро нарастил отрыв от идущего следом Бруно Спенглера до 5,5 секунд. Великолепный прорыв совершили Маттиас Экстрём (Audi) и Тимо Глок (BMW), которые за шестнадцать первых кругов опередили нескольких соперников. Однако их продвижение через пелетон прервало появление на трассе машины безопасности. Причиной тому послужила остановка Тимо Шайдера (Audi) прямо на стартовой прямой.
И хотя бригада маршалов быстро эвакуировала автомобиль на пит-лейн, сейфети-кар не спешил сворачивать в боксы – на выходе из второго поворота произошло еще одно происшествие. Адриан Тамбэ допустил ошибку на траектории и на полном ходу столкнулся с автомобилем Майка Рокенфеллера. Удар пришелся на водительскую дверь, от чего ее даже сорвало с петель. Рокенфеллер не пострадал, но разочарование действующего чемпиона DTM было таким сильным, что пилот долго не мог отойти от машины и вернуться в боксы. Ведь не будь этого инцидента, немец вполне мог побороться за подиум или даже за победу.
Хорошую форму Audi подтвердил другой ее пилот. Маттиас Экстрём после ухода машины безопасности и проведения планового пит-стопа снова бросился отвоевывать позиции. Ему удалось пройти Марко Виттмана (BMW) и выйти на третью позицию. Две верхние ступени подиума за собой сохранили пилоты BMW – Максим Мартен, дебютант этого сезона, и Бруно Спенглер. Пятым финишировал другой дебютант DTM и еще один представитель Audi Нико Мюллер, сумевший удержаться в ТОП-5 в такой насыщенной событиями гонке.
Лучшим представителем Mercedes стал Кристиан Фиторис, финишировавший седьмым. Не повезло Полу ди Ресте, который из-за технических проблем сошел еще на восьмом круге. Виталий Петров завершил заезд на восемнадцатой позиции.
«Я стартовал на «жестком» типе шин, но мне удался хороший старт, и в первом повороте мы оказались очень близко с другими соперниками. Но поскольку в «домашней» гонке для меня было важнее пройти всю дистанцию, я не стал излишне рисковать. Нам важно понять, как ведет себя машина на этой трассе во втором и третьем секторах. Ведь Moscow Raceway – очень техничная трасса. На ней нет резких торможений, только в конце последней прямой. Мы пробовали разные настройки и в будущем наверняка используем какие-то из них на других автодромах, – после гонки рассказал Виталий Петров. – Нам помешал сейфети-кар, поскольку мы прошли на «мягкой» резине только восемь кругов и не успели ни с кем побороться. Если бы можно было изменить прошлое, то мы, конечно, лучше бы выбрали «мягкие» шины на первый отрезок, а перед появлением машины безопасности поставили «жесткие». Но это невозможно. Обойти напарников тоже было нереально. В какой-то момент я опередил Даниэля Хункаделью, но его темп был выше моего. И когда перед нами одна из Audi ошиблась, я уже знал, что он попробует пройти меня справа. Я же, уходя от столкновения, оказался слева на грязной части трассы, и хотя пытался что-то сделать, чтобы сохранить позицию, понимал, что это почти бесполезно: мне не хватало сцепления с дорогой, и Даниэль меня обогнал».
Тем не менее, Виталий Петров все же остался доволен прошедшим уик-эндом, поскольку поддержать его пришло несколько тысяч болельщиков. На трибунах постоянно встречались флаги и баннеры со словами поддержки. «Я увидел новые флаги, которых раньше не было, – огромное спасибо болельщикам! Обычно они спрашивают, какую лучше фотографию поставить, что написать, а тут сами выбрали, сделали сюрприз, это очень приятно», – поблагодарил Петров.
Следующий этап DTM состоится 1–3 августа в Австрии на автодроме «Ред Булл Ринг».
Результаты 5 этапа DTM:
1. Максим Мартен (BMW Team RMG)
2. Бруно Спенглер (BMW Team Schnitzer)
3. Маттиас Экстрём (Audi Sport Team Abt)
4. Марко Виттман (BMW Team RMG)
5. Нико Мюллер (Audi Sport Team Rosberg)
6. Тимо Глок (BMW Team MTEK)
7. Кристиан Фиторис (Original-Teile Mercedes AMG)
8. Паскаль Верляйн (gooix Mercedes AMG)
9. Эдуарду Мортара (Audi Sport Team Abt)
10. Аугусто Фарфус (BMW Team RBM)
11. Антонио Феликс да Кошта (BMW Team MTEK)
12. Мигель Молина (Audi Sport Team Abt Sportsline)
13. Мартин Томчик (BMW Team Schnitzer)
14. Роберт Уикенс (FREE MAN’S WORLD Mercedes AMG)
15. Даниэль Хункаделья (Petronas Mercedes AMG)
16. Гэри Паффет (EURONICS Mercedes AMG)
17. Джой Хэнд (BMW Team RBM)
18. Виталий Петров (Mercedes AMG)
Сходы:
19. Адриан Тамбэ (Abt Audi)
20. Майк Рокенфеллер (Phoenix Audi)
21. Тимо Шайдер (SportAudi)
22. Пол ди Реста (HWA Mercedes)
23. Джейми Грин (Rosberg Audi)
Личный зачет, очки:
1. Марко Виттман – 70
2. Маттиас Экстрём – 50
3. Бруно Спенглер – 41
4. Эдуарду Мортара – 41
5. Майк Рокенфеллер – 35
6. Максим Мартен – 33
7. Кристиан Фиторис – 31
8. Адриан Тамбэ – 28
9. Мигель Молина – 26
10. Роберт Уикенс – 25
11. Джейми Грин – 24
12. Тимо Глок – 18
13. Аугусто Фарфус – 15
14. Паскаль Верляйн – 14
15. Пол ди Реста – 12
16. Нико Мюллер – 10
17. Тимо Шайдер – 9
18. Мартин Томчик – 8
19. Джой Хэнд – 7
20. Антонио Феликс да Кошта – 4
21. Гэри Паффет – 4
22. Даниэль Хункаделья – 0
23. Виталий Петров – 0