Опрос ЗР: На новые авто люди предпочитают копить, а не одалживать
«За рулем.РФ» представил ситуацию: человек собирается купить новый автомобиль, но на ту модель и комплектацию, которую он рассчитывал, денег не хватает. Что он предпримет? Оказалось, что 30% наших читателей люди экономные и выдержанные, они предпочитают отложить покупку, пока не накопят нужную сумму. 22% займут деньги у банка, а вот у друзей и знакомых нынче одалживать не принято, только 3% ответивших воспользовались этим вариантом ответа. 23% купят авто с пробегом, 9% — модель классом ниже, 8% будут искать скидки у дилеров и торговаться.
Результаты опроса, как считает Юрий Зорин, исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс», точно отражают нынешнюю ситуацию. Большинство потребителей готовы отложить покупку, однако покупатели, уверенные в своем доходе, готовы прибегнуть к кредиту, чтобы удовлетворить свои текущие запросы в транспорте. «Есть респонденты, готовые приобрести авто с пробегом. Их количество также велико. Считаю, это обусловлено тем, что люди могут себе позволить взять машину классом выше, нежели покупать новую за те же деньги. Например, новую Opel Astra можно приобрести в салоне официального дилера за 700-750 тыс. рублей. За эту же сумму на вторичном рынке можно приобрести Lexus IS 250 2010 года, который по качеству, дизайну, скоростным характеристикам, безусловно, превосходит представителя массового сегмента. Стоимость обслуживания у машин одинаковых сегментов практически идентична. Между тем, приобретая подержанный автомобиль, можно рассчитывать на лучшую комплектацию, зимнюю резину, тонировку и т.д.», — отмечает Юрий Зорин.
Аркадий Шматов, директор сервисного центра ГК «Аркан», объясняет, почему, на его взгляд, люди побаиваются автокредитов, предпочитая копить деньги. Дело в том, что многие автолюбители уже сталкивались с автокредитами и научились считать свои деньги. Занимать у банка приходится под проценты, и это на фоне нестабильности в экономике и непредсказуемости будущего. «Также, я думаю, важную роль сыграло повышение цен на страховку, так как по договору банки обязывают людей страховать, а на некоторые популярные модели автомобилей цена каско выросла чуть ли не в два раза. При отказе от страховки банки требуют досрочного погашения кредита, и люди обязаны отдавать деньги банку или страховать авто по завышенной стоимости, тогда переплата превращается в нереальную сумму».
Это мнение поддерживает Анастасия Ищенко, PR-менеджер 3PL-провайдера LogLab, отмечая, что кредитные схемы для покупки автомобиля довольно запутанные и лично у нее вызывают много вопросов, а после очередного детального рассмотрения чаще всего оказываются невыгодными. «Поэтому могу себя зачислить в ряды тех людей, кто будет самостоятельно собирать всю сумму, в том числе используя инвестиционные инструменты. К сожалению, подводные камни обнаруживаются уже после принятия решения. Так, согласно информации в открытых источниках, удельный вес просроченных долгов россиян вырос с 4,9% в начале 2013 г. до 5,8% в январе 2014 г. и свыше 6,5% по состоянию на апрель 2014 г. Уже сегодня 7 из 10 потребительских кредитов берутся для того, чтобы рефинансировать ранее взятые долги и выплатить проценты. В расчете на каждого россиянина (включая пенсионеров и детей) размер долга составляет 74 тыс. рублей, что в 3 раза превышает размер располагаемых душевых доходов (25,5 тыс. рублей в 2013 г.) А в расчете на каждого занятого в экономике россиянина размер задолженности приближается к планке в 140,8 тыс. рублей, что в 4,7 раза превышает средний размер оплаты труда в России (29,9 тыс. рублей). И это учитывая что, по оценкам Росстата, порядка 72% трудящихся имеют трудовые доходы ниже средней величины по России, у 50% доходы ниже 22 тыс. рублей, а наиболее распространенная зарплата составляет лишь 17,5 тыс. рублей. Надеюсь, новая политика ЦБ РФ в вопросах потребительского кредитования скорректирует ситуацию. Также по результатам опроса видно, что достаточно большая группа опрошенных сошлась на варианте «куплю авто с пробегом». Это, в первую очередь, связано с тем, что несмотря на недостаточные возможности, россияне стали более требовательными и стремятся жить в комфорте», — считает Анастасия Ищенко.
Интересно было также узнать мнение представителя финансовой компании. Ирина Григорьева, старший вице-президент Локо-Банка, полагает, что те 29% голосов респондентов, которые не готовы брать кредит, — это, скорее всего, люди старой закалки, у которых сложилось мнение, что кредит — это дорого и сложно. Такие клиенты, сами того не подозревая, все же пользуются кредитными программами. Такими, например, как рассрочка, которую предлагают многие дилеры совместно с банками. По сути это тот же кредит, но за счет скидки на приобретаемый автомобиль для клиента получается рассрочка. «Если посмотреть на структуру продаж автомобилей, то кредитная доля сегодня будет составлять 30-40% от общих продаж. Еще пять-семь лет назад кредитная доля продаж автомобилей составляла в лучшем случае 25%», — настаивает топ-менеджер банка.