Росавтодор объяснил, почему в России плохие дороги
О том, что 46% грузовиков на федеральных трассах нарушают весовой режим, замглавы Росавтодора проинформировал участников автоэкспедиции «Россия-2014» (Владивосток – Севастополь) и представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ) на рабочем совещании в Росавтодоре, когда речь зашла о состоянии федеральных трасс от Владивостока до Москвы. Комментируя статистику, собранную активистами общественных объединений во главе с депутатом Государственной думы РФ Александром Васильевым, Игорь Астахов сообщил, что основной вред дорожной сети наносится тяжеловесными фурами, нарушающими установленные нормативы по весовым нагрузкам на трассу.
«Если дорога эксплуатируется с превышением расчетной интенсивности движения и расчетной нагрузки, установленных при ее проектировании и строительстве (а в таком режиме сегодня работает более четверти федеральных автодорог), то идет ее ускоренное разрушение, дорога требует ремонта ранее межремонтного срока, установленного нормативами, а средств на этот внеплановый ремонт нет. И хотя виноваты в преждевременном разрушении дорог только тяжеловесы (кстати, их доля в составе движения составляет всего 3,5–4%), страдают от разрушенных ими дорог все пользователи», – подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора, слова которого приводятся в официальном сообщении ведомства.
Между тем введение платы за вред, причиняемый федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 тонн, отложили до 15 ноября 2015 года. Такое решение объясняют отсутствием системы взимания платы. Чтобы снизить нагрузку на дороги, помимо строительства новых дорог и реконструкции под современные нагрузки существующей автодорожной сети дорожники решили создать систему полностью автоматизированных пунктов весогабаритного контроля. В настоящее время на федеральных трассах работает 15 таких постов, которые дополнили систему из 65 стационарных контрольных пунктов Госавтоинспекции и Ространснадзора. В перспективе общее количество пунктов весогабаритного контроля на федеральной сети автодорог, исходя из ее протяженности (50 тыс. километров), должно быть увеличено до 400. Для сравнения: в США функционирует около 900 пунктов весового контроля.
Маргарита Табунова, коммерческий директор по транспорту FM Logistic, рассказала, что проблема перегруза действительно существует. «Наши клиенты нередко обращаются с такими просьбами, – говорит Маргарита. – Но поскольку мы являемся западной и белой компанией, всегда соблюдаем законодательство и не грузим транспортные средства с перегрузом. В нашем договоре прописан пункт, где указан максимально допустимый вес груза для перевозки в транспортном средстве. В весенний период введения дополнительных ограничений мы также снижаем уровень загрузки транспортного средства согласно допустимым нормам. Для нас имидж и репутация нашей компании выше возможности дополнительной экономии».
Аркадий Шматов, директор сервисного центра ГК «Аркан», видит как минимум два способа повлиять на жадных грузоперевозчиков. Первый – многократное увеличение штрафов, при этом контроль за исполнением нужно возложить на сотрудников ДПС и сделать выборочные проверки грузовиков из потока. Однако более эффективное решение проблемы, по его мнению, – это установка датчиков по контролю массы грузовиков на дороге. Датчики могут фиксировать массу транспорта и в случае превышения высылать штраф нарушителю. Но при любом выборе из этих двух вариантов сначала надо увеличить финансовую ответственность нарушителей. Как показывает практика, только наказание рублем помогает изменить ситуацию».
Напомним, при температуре выше 32 градусов в период с 16 июня по 31 августа 2014 года движение тяжелых грузовиков по федеральным трассам в дневное время ограничено. Список трасс, где в целях сохранения дорожного покрытия вводятся ограничения, опубликован на сайте Росавтодора. К нарушителям будут применять административные меры.