Авторынок падает, ставки по кредитам — растут
По данным аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии 2014 года объем российского рынка новых легковых автомобилей достиг 1109,8 тыс. шт., что на 8,9% меньше, чем годом ранее (1218,8 тыс. шт.).
Лидирующие позиции по-прежнему занимают Москва и Московская область, где за январь-июнь нынешнего года было реализовано 173,5 тыс. и 88,1 тыс. новых автомобилей соответственно. Доля столицы c пригородами в общем объеме рынка составила по итогам полугодия 23,5% рынка, вместе с Санкт-Петербургом и Ленобластью – 30,5%. Регионы России, входящие в первую десятку рейтинга (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край, Самарская, Свердловская, Нижегородская и Ростовская области), в сумме заняли более половины объема рынка – 52,7%. Эти же регионы лидируют и по объему действующих автокредитов. Исключение – Ханты-Мансийский АО, который занимает 13-е место по покупкам автомобилей и пятое по объему действующих автокредитов, и Нижегородская область – 9-е и 14-е места соответственно.
По словам начальника отдела аналитики «Автостата» Андрея Топтуна, на рынок влияет как общее снижение российской экономики, так и негативное воздействие окончившейся в декабре 2013 года программы льготного автокредитования.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), темпы выдачи новых автокредитов снижаются. Так, с января по июнь 2014 года банки выдали 392 тыс. автокредитов, что на 18,8% меньше, чем в том же периоде прошлого года. Объем займов на покупку автомобилей, полученных гражданами за первые 6 месяцев текущего года, сократился на 9,3% – до 221,539 млрд руб.
Объем действующих на 1 июля 2014 года автокредитов достиг 1,506 трлн руб. Это на 22,4% превышает аналогичный показатель на ту же дату прошлого года. Средний размер действующего автокредита – 526,527 тыс. руб. – на 6,4% больше, чем в 2013-м.
«Увеличение объема действующих автокредитов произошло, главным образом, за счет займов, выданных в прошлом году. В настоящее время снижение темпов роста наблюдается во всех сегментах розничного кредитования, и автокредиты не стали исключением», – считает гендиректор НБКИ Александр Викулин. Впрочем, есть и положительные тенденции – к таким в бюро относят стабилизацию просрочки.
По мнению Екатерины Чагаевой – директора по продажам «Ауди Центра Восток», альтернатива автокредитованию на российском рынке есть – это автолизинг, который теперь предоставляется как юридическим, так и физическим лицам.
«Лизинг совмещает в себе преимущества аренды, рассрочки и кредита, при этом является наиболее простым и выгодным способом приобретения автомобилей, – считает Екатерина Чагаева. – Продажа машин в лизинг во всем мире составляет существенную долю – в разных странах этот показатель колеблется от 30 до 50% от общего количества продаваемых ТС. Эта услуга позволяет пользоваться машиной, не выплачивая ее полную стоимость. При этом лизингодатель снимает с клиента часть забот по страхованию авто, упрощает процесс замены автомобиля на новый и прочее».
«В России на протяжении многих лет данная услуга была недоступна для физических лиц в связи с особенностями законодательства нашей страны. Сегодня, с учетом негативных тенденций в области автокредитования и изменения культуры потребления, люди начинают иначе относиться к автомобилям как к собственности и все больше осознают – лизинг действительно может стать достойным конкурентом автокредитованию», – утверждает Екатерина Чагаева.