В Москве продается 24% всех новых автомобилей в России
По итогам июня в Москве падение продаж на автомобильном рынке составило порядка 17,3%, в других регионах России сокращение покупательского спроса было не таким интенсивным, отмечают аналитики ГК «АвтоСпецЦентр». В 2014 году в связи с ожидающейся девальвацией рубля многие потенциальные покупатели поторопились совершить сделки в феврале-марте. Во втором квартале наблюдалось снижение спроса, однако в целом динамика в апреле-мае была близка к показателям 2013 года за аналогичный период: спад покупательской активности весной наблюдается в России уже второй год подряд. По самым оптимистичным ожиданиям можно спрогнозировать падение продаж по итогам года на уровне 9-11%. Несмотря на общий спад авторынка, премиальный сегмент будет расти – за первый квартал 2014 года зафиксировано увеличение продаж на 7%, например рост Infiniti в июне составил 9%.
Общая доля продаж в Москве на российском рынке новых автомобилей составила 24,2%. Вторым по популярности является авторынок Санкт-Петербурга, занимающий 7,7%. В отличие от большинства регионов, за первый квартал 2014 года северная столица показала уверенный рост на 2%. Москва и Санкт-Петербург занимают значительную часть российского рынка и показывают рост продаж даже в случае нулевой динамики в других регионах, что естественно для таких крупных городов.
Большей популярностью в мегаполисах пользуются новые иномарки. В регионах лидируют области с традиционно развитым авторынком – это Татарстан, Самарская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Башкортостан, Ростовская область. В основном за последние двадцать лет там пользовались спросом отечественные автомобили, однако за последний год уровень их продаж снизился примерно на 5%. Одновременно наметилось повышение спроса на подержанные иномарки, что связано, в том числе, и со снижением их цены на 3,1%. Стоимость отечественных подержанных автомобилей повысилась на 8,7%.
Интерес дилеров к продаже машин по системе трейд-ин возрастает. В начале 2014 года в Москве 27% подержанных машин продавалось через дилеров. В регионах цифра более скромная – 4%. В целом же в последние несколько лет намечается положительная тенденция в этом сегменте авторынка – до 2008 года через дилерские центры подержанные автомобили вообще не продавались.
Изменения в налоговом законодательстве благотворно повлияли на рост продаж подержанных иномарок у дилеров – в частности, отмена двойного НДС, когда налог взимался за приобретение нового автомобиля у владельца, а затем дилером вновь уплачивался 18%-ный налог при продаже этого же автомобиля.
Отдельно следует отметить перспективы развития услуги trade-in, которая получила большое распространение в Москве. Она выгодна, в основном, для владельцев автомобилей премиум-класса, поскольку они чаще обращаются в автосалоны. Для жителей крупных городов с более высоким доходом затраты в 50 тысяч рублей не являются принципиальными, в отличие от жителей регионов, поэтому москвичи скорее заплатят за экономию своего времени. Дорогие машины продаются, в основном, в автосалонах, и логика этого очень проста: состоятельный владелец не станет покупать машину за 2-3 млн руб. с рук у человека, о котором ничего не знает и индекс доверия к которому невысок. Любой автодилер и каждый оценщик подтвердит, что их услугами пользуются те клиенты, стоимость автомобиля которых выше 1,5 млн рублей. В регионах, где больше владельцев отечественных автомобилей низшего и среднего ценовых сегментов, собственники скорее предпочитают сами продавать машину и не тратиться на посредников.
Простимулировать потенциальных покупателей новых автомобилей может программа утилизации старых, которую, возможно, запустят в 2014 году. Особенно это станет актуально для регионов, где компенсация за сданный авто суммой в 50 тыс. рублей довольно существенна. Исходя из опыта 2011 года, эксперты предполагают, что в целом эта программа стимулирует продажи, а в регионах возможность получить денежную компенсацию и приобрести новый автомобиль будет активно использоваться.