Алексей Дудукало: Автодром в Сочи – это вариант «лайт» городской трассы
Текущий сезон складывается для команды непросто, она занимает третье место в командном зачете, но имеет все шансы побороться за статус вице-чемпиона. «Лукойл Рейсинг Тим», пожалуй, можно назвать ветераном российского кольца: уже много лет ее пилоты выступают в различных классах и завоевывают чемпионские титулы и призовые места. Поэтому с кем говорить об изменениях, произошедших в кольце в начале года, как не с ее представителями? На Московском международном автомобильном салоне на стенде «ЛУКОЙЛ» несколько дней общался с болельщиками и посетителями Алексей Дудукало. Нашел он время и для разговора с нами.
- Алексей, давайте поговорим о тех изменениях, которые произошли с начала года. В начале сезона в кольце сменился промоутер, который не только поменял название – теперь это Российская серия кольцевых гонок, но и обещал, что привнесет много улучшений в сами соревнования. Что в действительности изменилось?
- На самом деле, действительно, постепенно появляются какие-то новые вещи, организаторы стараются. Например, онлайн-трансляции гонок. Раньше этого не было, и следить за соревнованиями было сложно. Многое в организации чемпионата стало четче – я это вижу не только как пилот, но и один из администраторов команды. Так получилось, что в начале года мне пришлось заменить коллегу, который переехал в Петербург, и теперь я в команде еще и тренер-инженер. Мне было необычно заниматься бумагами, но внимание организаторов к деталям во многом помогает. Меня постоянно дергают: пришлите это, подайте заявки туда, информационное письмо прочтите. Это скорее хорошо, поскольку тебе не надо звонить и спрашивать, когда будут тесты, сколько их будет и так далее. Ты на контроле у организаторов, и это здорово.
- Что-то изменилось с точки зрения пилота?
- С точки зрения пилота я не вижу какой-то разницы, по сравнению с прошлым годом. Те же самые трассы, те же лица. Разве что с пилотской точки зрения мне хотелось бы немного изменить расписание уикенда. Сейчас у нас две гонки в один день, в воскресенье, это немного сложно, потому как есть определенная физическая усталость и есть некий технический фактор. Мы все контролируем, проверяем, но, допустим, если у нас что-то случается с автомобилем, то между субботой и воскресеньем гораздо больше времени для работы, нежели между двумя гонками в воскресенье. Хотя я смотрел регламент на этап в Сочи, там уже гонки раздельные: одна в субботу, другая в воскресенье. Я думаю, нам будет полегче.
- Может быть, промоутер SMP Racing взял за образец WTCC?
- Две гонки в воскресенье для зрителя, конечно, интереснее. Тебе достаточно прийти в один день, чем приезжать на целый уикенд. Может быть, Олег Петриков пытается каким-то образом копировать систему WTCC. Но там, правда, есть такая штука, как repair-time, то есть время на ремонт между двумя гонками. Не знаю, может быть, он смотрит в ту сторону.
- Давайте обратимся к вопросу судейства. РАФ сейчас готовит судей и маршалов к Формуле-1 и говорит, что отрабатывает систему на нашем кольце. Это заметно?
- Да. Например, в этом году была такая процедура со мной, как extrication – когда в рамках учений достают пилота из автомобиля. У меня была подобная процедура в WTCC. В принципе, по бригаде спасателей большой разницы я не заметил: что там, что здесь люди профессионально работают и все делают очень быстро. Вот уже три последних этапа мы наблюдаем большое количество маршалов, которых готовят к Формуле 1 в Сочи, их порядка двухсот человек. Видно, что их обучают, процесс идет. Я думаю, что люди в Сочи будут готовы.
- С автодромом в Сочи еще никто не знаком, однако конфигурация известна. Есть уже какие-то мысли, каково будет пилотировать автомобиль на этой, по сути, городской трассе?
- Трасса в Сочи – это скорее всего такой вариант «лайт» городской трассы, потому что это все-таки стационарный трек, но созданный в городских условиях: близко к забору и всего лишь. Асфальт там будет новый, что для заднеприводных автомобилей не так комфортно, как на тех треках, где уже накатан «держак». Мы считаем, что за счет этого у нас должно быть небольшое преимущество, хотя автомобиль конкурентов довольно легкий по минимальному балласту. Сейчас с Мишей Грачевым мы имеем одинаковый вес, а с остальными конкурентами, кто выступает на BMW, у нас разница порядка 50-70 кг. На сочинской трассе с длинными прямыми это будет чувствоваться. Но все-таки на переднеприводных автомобилях можно открывать газ пораньше, чем на заднеприводных, поэтому надеемся, что нам будет полегче. У нас не такой большой выбор трансмиссии, чтобы подобрать коробку. На гонке в Смоленске мы пришли к выводу, что нам хотелось бы более короткую коробку, чем ту, которую мы используем, поскольку на коротком ускорении все-таки проигрываем BMW. На длинных прямых нам придется сместиться в зону, где наш двигатель уже не развивает максимальной мощности. Но вариантов с трансмиссией немного, поэтому будем накручивать мотор сильнее. Не знаю, будет ли это нашим преимуществом или наоборот, посмотрим. Все в равных условиях, никто там никогда не ездил. Кто быстрее настроит автомобиль, то и будет на коне.
- Как в целом сезон оцениваете? Свой собственный и команды.
- Сезон складывается для нас непросто, мы сейчас находимся на второй позиции в личном и третьей в командном зачете. Тяжело нам бороться с BMW, хотя мы много работали с автомобилем в межсезонье. Например, удалось понизить температуру впуска для двигателя, как подсказали инженеры из французской компании ORECA. Но этого все равно не хватает, чтобы сохранить надежность мотора, в котором турбина по неизвестной причине приходит в негодность. Но все-таки постараемся побороться за второе место в командном зачете. В личном зачете будет труднее навязать Михаилу Грачеву борьбу, потому как есть несколько досадных «баранок» по ходу чемпионата. Мы стараемся от гонки к гонке выкладываться на 100%, хотя этап в Смоленске сложился для нас не очень хорошо. Произошел завал, один автомобиль уходил от столкновения с другим и зацепил мой, проколол переднее колесо. Вроде бы никуда не лезешь, а тут бах! – и приехала в тебя машина. Ну что ты тут сделаешь? Ничего. Получилась еще одна «баранка».
- Ваш напарник Павел Кальманович неплохо выступает в гонках. Как вы оцениваете его успехи?
- Павел Кальманович – талантливый пилот. В прошлом году он выиграл «Туринг-лайт», в этом году едет в «Туринге», временами составляет сильную конкуренцию мне. То есть я бы не сказал, что мы с ним конкуренты серьезные, мы вместе работаем над одним результатом, но когда есть в команде сильный партнер, вы прогрессируете гораздо быстрее вместе. В каких-то местах он быстрее, где-то я быстрее, и мы друг друга начинаем «разгонять». Если бы у меня был партнер заведомо слабее меня, то мой прогресс по ходу гонки, уикенда и чемпионата был бы не таким заметным.
За два этапа до конца сезона Алексей Дудукало занимает вторую позицию в личном зачете, Павел Кальманович – седьмую. Оба пилота регулярно ведут борьбу в первой тройке пелетона и постараются добиться успеха и на сочинской трассе. Седьмой этап Российской серии кольцевых гонок стартует в пятницу, 12 сентября. В субботу во всех четырех классах пройдут квалификации и первые гонки, в воскресенье – вторые заезды. Как и на предыдущих этапах, соревнования будут транслироваться в режиме онлайн в Интернете.