ETCC: Николай Карамышев – новый чемпион
Финальный этап ETCC проходил на сицилийской трассе Энна-Пергуза. Накануне соревнований Николай имел отличные шансы на завоевание чемпионского титула в старшем классе Super 2000 TC2 Turbo: по ходу сезона он одержал пять побед. Даже с учетом двойных очков, начисляемых на последнем раунде соревнований, успех Карамышева был предсказуем. Однако всегда есть место случаю. И он не замедлил случиться: в квалификации автомобиль Карамышева сильно пострадал от столкновения с машиной украинского пилота Игоря Скуза, а вторую гонку россиянин не смог завершить, свернув в боксы из-за проблем с мотором. Тем не менее набранных очков Николаю хватило для получения звания чемпиона, спустя два года после предыдущего триумфа в классе «Супер-продакшн» FIA European Touring Car Cup.
- Николай, расскажите, пожалуйста, о прошедших гонках. Как развивались события?
- Были и интрига, и борьба – насыщенный уикенд. Я остался всем доволен. На тренировке для нас главным было увидеть, как соперники едут. Сами мы показали достаточно хорошие времена, поэтому были настроены только на победу.
- Как произошло столкновение с Игорем Скузом?
- Это произошло в квалификации в эске Шумахера. Светило очень яркое солнце, особенно в точке где-то метров за сто до поворота. Я подумал: буду идти быстрый круг, стекло на шлеме закрою и увижу поворот. И вот мы идем на хорошее время, я выхожу на эту прямую, начинаю тормозить по меткам торможения, примерно там же, где и всегда тормозил, но понимаю, что ничего не вижу – ни поворота, ни шиканы, ни баллонов. Я еще сильнее сбросил скорость и вдруг обнаружил метрах в двадцати впереди себя отбойники из покрышек, начал их объезжать, и тут произошел удар. Дело в том, что хотя я и отъехал от Игоря на определенное количество метров, он смотрел вперед и в светящем солнце мою машину все равно не видел. Как он говорит, заметил меня уже метрах в двух от своей машины, начал сразу переключать ниже передачи, но в итоге произошел контакт. Игорь потом извинился, я ответил: ладно, машина восстановится. Так получилось из-за того, что тренировка затянулась на 1,5-2 часа, и солнце уже начало опускаться. Если смотреть прямо, невозможно было разглядеть, где поребрик, где шикана. Например, еще Андреас Фистер (ADAC Team Nordbayern EV) разбил машину – он тоже из-за солнца ничего не видел.
- Как судьи отреагировали на инцидент? Ведь вы же им наверняка говорили, что из-за солнца ничего не видно.
- Они сами все видели, ничего не сказали, поскольку поняли, что там не моя вина. Они только попросили видео с моей машины. Но там очевидно, что я очень сильно снизил скорость, а Игорь меня не видел.
- Это, конечно, повлияло на дальнейший ход соревнований? Хорошо, что механикам за столь короткое время удалось восстановить автомобиль.
- Основной удар пришелся в порог, в дверь, и еще он зацепил заднее крыло машины. Меня откинуло на баллоны, поэтому и правый бок тоже задело. Так что машина достаточно сильно пострадала, но первые круги квалификации мы успели проехать весьма быстро, задать темп. Потом мы заехали в боксы, чтобы посмотреть, какие времена покажут соперники, чтобы сравнить с нашим результатом. На седьмой минуте к нам начал приближаться Мато Хомола (Homola Motorsport), примерно на 0,050 секунды. Поэтому мы приняли решение выехать на новой резине, один быстрый круг попробовать. И все, что нам удалось выиграть – это 0,3 секунды.
- В столкновении не пострадала подвеска?
- Не сказать, что все было идеально… Пожалуй, нам повезло. Может, скользящий удар там был. Конечно, после столкновения, уже после квалификации, механики до трех часов ночи работали. Из Палермо нам привезли дверь с зеркалом, они подваривали ее, внизу рычаги смотрели, поскольку удар был сильный. Еще у меня воздуховоды в передней части разломало и даже радиатор соскочил: когда я ехал по трассе, он за мной по земле волочился. Ущерба было довольно много.
- Насколько удачно после всего этого прошла гонка?
- Можно сказать, удачно. Потому что той цели, которая была в начале сезона, я добился – выиграл титул, стал чемпионом. В целом, я был сильно настроен на первую гонку, очень хотелось выиграть, хорошо проехать, не быть последним. И настроен я был в основном на первые повороты: чтобы не контактировать ни с кем. И не прогадал, получается, лидировал первую гонку до конца. Ситуацию я контролировал, сзади был Хомола, но я держал дистанцию и не давал ему приблизиться. Да, он в некоторых шиканах рисковал немного – я смотрел по зеркалам, – но у него было очень много ошибок. Он пытался как-то оказывать давление, моргать фарами, например. Но чего моргать? Когда начинаешь этим заниматься, сам отвлекаешься. Я не понимаю этого. Надо сконцентрироваться и стабильно и быстро идти по трассе. Как раз такую установку мы себе задали, в течение сезона ей следовали, и у нас все получилось.
- Перед второй гонкой в моторе произошла какая-то поломка. Что это было?
- Он начал впадать в аварийный режим, и мы не стали рисковать, после третьего круга сбавили темп и заехали в боксы. Перед нами никаких задач не стояло. Если бы нам надо было набрать очки, мы доехали бы и на таком моторе. Но мы переговорили с инженерами и решили, что лучше будет заехать в боксы, чтобы, скажем так, избежать лишних затрат. Финиш в этой гонке ничего не решал. Потому что я выиграл квалификацию и первую гонку, очков у меня было достаточно, чтобы сохранить титул.
- Кого вы могли бы назвать своим главным соперником в сезоне?
- Я наблюдал, как едут Игорь Скуз, Мато Хомола, Франц Энгстлер, который выступал на некоторых этапах. Но в принципе, нам помогал темп, потому что машина быстрая, и сам я опыта уже поднабрался. В прошлом году я ехал на машине чемпионата Supercopa, а она ошибок не прощает: переключение на руле, постоянно упираешься в лимит, коробка не позволяет ехать быстрее. И в целом в прошлом году у нас было довольно много ошибок, проблемы с машиной, но в этом сезоне мы собрались и сделали все, что смогли. Поэтому не могу сказать, что кто-то из соперников оказывал серьезный прессинг.
- Иными словами, на первый план в сезоне вышла хорошая подготовка машины, ее надежность?
- В принципе, тут все связано, от настроек машины, подвески зависит 20-30% успеха. Будь ты хоть семи пядей во лбу, все равно: если автомобиль не будет поворачивать, ты не выйдешь вперед.
- Если сравнивать автомобили этого и предыдущего годов, то какие отличия в первую очередь можете выделить?
- В первую очередь, мне больше понравился кузов седан Chevrolet Cruze, чем хэтчбек, как у Seat в прошлом году. Понравился тем, что у седана все четыре колеса равномерно идут, ты лучше входишь в поворот, контролируешь машину, а у хэтчбека в повороте зад все время пытается обогнать перед, юзом уходит. Машины одного класса, но все же Chevrolet Cruze лучше. Он переднеприводный, 315 л.с., мотор турбированный 1,6 л.
- Какие еще слагаемые успеха в этом сезоне вы можете назвать?
- У меня шесть побед за сезон – по одной на каждом этапе. В принципе, этим результатом я доволен. Но главное – стабильность и еще раз стабильность по времени прохождения круга. Это самое главное, и приходит это с опытом.
- Какую гонку в сезоне вы могли бы выделить? Чем она вам запомнилась?
- Самая обидная гонка была в Словакии, где мы поставили дождевую резину вместо промежуточной, а трасса как раз начала подсыхать. А если говорить о самих трассах, то Спа. Я по ней не ездил раньше, только на симуляторе. У меня дома стоит симулятор, который почти на 90% отвечает реальности: на нем устаешь, чувствуешь перегрузки, и он передает ощущение трассы, как будто ты по ней действительно едешь. Когда я выехал на «боевой» машине, увидел, что передачи используются те же, точки торможения почти те же, что и на симуляторе.
- Расскажите о своих планах на следующий год.
- Мы пока еще решаем, где поедем, но скорее всего это будет новая мировая серия ТС3. Правда, еще неизвестно, на какой машине поедем.
- Вы считаете, что за этой серией будущее? Она будет интереснее, чем европейский и мировой туринг?
- В этой серии все машины будут одинаковыми, то есть не будет финансового соревнования между командами, как это сейчас в WTCC: у кого больше финансирование, тот и лидирует. Там все машины будут одинаковые, серьезно ограниченные техтребованиями, будет много марок, которые смогут бороться между собой. К тому же у серии будет статус чемпионата мира и двенадцать этапов, а это больше гонок, больше опыта, больше зрелища. Думаю, будет достаточно интересно.