Первая гонка Формулы-1 в России: подводим итоги Гран-при Сочи
В воскресенье на автодроме в Сочи собралось более 65 000 человек, включая болельщиков, гонщиков, волонтеров, персонал команд, журналистов, специальных гостей и прочих. Трибуны постепенно заполнялись с самого утра, и уже к началу гонки большинство кресел были заняты. Чуть больше свободных мест оказалось на главной трибуне – вероятно, отпугнула цена: 23 000 – 30 500 рублей. Впрочем, и сувенирная продукция не отличалась низкими ценами: к примеру, за кепку просили 3000 рублей. И все же, когда вопрос идет об историческом событии – а первая гонка Формулы-1 в России именно им и являлась, — иногда стоит забыть о деньгах. Тем более что организаторы постарались создать для болельщиков настоящий праздник.
Церемония открытия первого Гран-при России и «Сочи Автодрома» в качестве арены международных соревнований получилась весьма стильной и лаконичной. Особого шика добавила пилотажная группа «Русь», которая устроила в небе небольшое авиашоу. Можно сказать, репетиция перед этапом Red Bull Air Race, который в следующем мае пройдет (пожалуй, слово «пролетит» будет точнее использовать) здесь же, над сочинским автодромом.
Перед стартом пилоты пожелали организовать небольшую акцию в поддержку Жюля Бьянки, все еще находящегося в тяжелом состоянии в японском госпитале. Гонщики обнялись за плечи, а в середину образовавшегося круга положили свои вещи: кто – бутылку с водой, кто – кепку, кто – шлем. Такое единение только подчеркивает, что, несмотря на разворачивающуюся борьбу на трассе, пилоты всегда остаются коллегами и прекрасно понимают всю опасность, связанную с этим техническим видом спорта.
К счастью, российский Гран-при обошелся без инцидентов, хотя некоторые из пилотов и подымили покрышками, стараясь вписаться во второй поворот. Там же было достаточно много ошибок – удержаться на хитрой траектории оказалось не так уж просто. Обогнавший на старте напарника по команде Нико Росберг как раз там и потерял свое краткосрочное лидерство, заблокировав покрышки. Пришлось немцу отправляться на пит-стоп, что сразу отбросило его на предпоследнее место. Последующие тридцать кругов Росберг потратил на возвращение в первую тройку, в чем ему заметно помог новый комплект «среднего» состава шин. Что интересно, этот комплект выдержал 52 круга дистанции и сохранил свои рабочие свойства – Нико весьма успешно контролировал ход гонки, хотя так и не дотянулся до Льюиса Хэмилтона.
Сам Хэмилтон ехал по трассе в Сочи как по рельсам, будто он управляет не болидом, а фирменным поездом «Ласточка». Проведя пит-стоп в середине дистанции, англичанин сохранил лидерство и с комфортным преимуществом в 13,6 сек. финишировал на верхней ступени подиума. Компанию на пьедестале двум пилотам Mercedes составил Вальттери Боттас, что вызвало большую радость в стане Williams: финский пилот уже пятый раз в сезоне завоевывает призы и в четырнадцатой гонке набирает очки, благодаря чему команда занимает третье место в Кубке конструкторов, опережая Ferrari на 28 баллов. К сожалению, другому гонщику английского коллектива — Фелипе Массе так и не удалось компенсировать провал в квалификации. Несмотря на долгую борьбу с Серхио Пересом (Sauber) и Даниилом Квятом (Toro Rosso), опередить бразильцу удалось только россиянина. Финишировал бразилец в шаге от очковой зоны, на одиннадцатом месте.
Не такой триумфальной, как квалификация, получилась гонка у Даниила Квята. Россиянин еще на встрече с журналистами в субботу признавался, что пятый результат скорее исключение, и ждать чудес в воскресенье не стоит. Так и произошло. На старте Квят пропустил вперед Фернандо Алонсо (Ferrari), Жан-Эрика Верня (Toro Rosso) и Себастьяна Феттеля (Red Bull Racing), затем россиянина обогнал еще и Кими Райкконен (Ferrari). После пит-стопа дела не улучшились, и Даниил финишировал лишь на четырнадцатой позиции.
На встрече с журналистами Даниил Квят пояснил, почему так произошло: «Первые круги были своего рода лотерей, и мы в ней проиграли. Мне не удалось как следует прогреть резину, и сразу несколько машин объехали меня на старте. Но они в любом случае вышли бы вперед по ходу гонки. Сегодня нам, по всей видимости, не суждено было финишировать в очках – были проблемы с расходом топлива и энергии. Такие подозрения появились у нас еще в пятницу, когда во время свободных заездов мы зафиксировали один из самых высоких показателей расхода топлива за весь чемпионат. Трасса в Сочи вообще располагает к этому. К сожалению, гонка наши опасения подтвердила».
Не обошлось на встрече и без вопросов о переходе Даниила в «старшую» команду «быков» Red Bull Racing. Однако Квят весьма корректно дал понять, что вопросы преждевременны, он полностью сосредоточен на работе в Toro Rosso до конца сезона. «Суббота лично мне позволила мечтать о многом. Даже не применительно к гонке, а вообще. Поэтому лично для меня день квалификации был очень важен. Таким образом, считаю, ответил многим людям на вопрос, почему именно я перехожу в Red Bull Racing, и обозначил свои намерения на будущее, – пояснил Даниил. – Я просто продолжаю делать свою работу. Очевидно, что она устраивает руководство Red Bull, которое в следующем сезоне дает мне огромный шанс. В любом случае квалификация в Сочи дала мне столько положительных эмоций, что на любую критику сейчас я не обращаю внимание. Естественно, при этом нужно делать личные выводы. И я думаю, в команде они будут. У нас все равно есть шансы в будущих гонках, потому что у Toro Rosso сейчас есть хорошая скорость. По крайне мере в квалификациях мы нашли работающие варианты. Надеюсь, оставшиеся трассы больше подойдут нашему двигателю. И результат будет выше».
В любом случае, где бы сейчас ни выступал Даниил, болельщики оказывают ему огромную поддержку. Об этом в Сочи свидетельствовали многочисленные баннеры и флаги с его именем. А ведь в спорте главное – эмоциональная привязка. И просто отлично, что в эти октябрьские выходные совпало так много деталей, что сложился единый паззл под названием Гран-при России Формулы-1. Ждем следующего года, организаторы обещают держать марку и сделать второй российский этап Королевских гонок таким же успешным.
Что касается календаря Формулы-1, то до конца сезона остается всего три этапа, и ближайший из них, Гран-при США, пройдет через три недели на трассе в техасском Остине 31 октября – 2 ноября.
Результаты ГП России
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 25 очков
2. Нико Росберг (Mercedes) – 18 очков
3. Вальтерри Боттас (Williams) – 15 очков
4. Дженсон Баттон (McLaren)– 12 очков
5. Кевин Магнуссен (McLaren) – 10 очков
6. Фернандо Алонсо (Ferrari) – 8 очков
7. Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – 6 очков
8. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) – 4 очка
9. Кими Райкконен (Ferrari) – 2 очка
10. Серхио Перес (Force India) – 1 очко
11. Фелипе Масса (Williams)
12. Нико Хюлькенберг (Force India)
13. Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso)
14. Даниил Квят (Toro Rosso)
15. Эстебан Гуттьеррес (Sauber)
16. Адриан Сутиль (Sauber)
17. Роман Грожан (Lotus)
18. Пастор Мальдонадо (Lotus)
19. Маркус Эрикссон (Caterham)
Камуи Кобаяши (Caterham) – сход
Макс Чилтон (Marussia) – сход
Личный зачет, очки
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 291
2. Нико Росберг (Mercedes) – 274
3. Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – 199
4. Вальтерри Боттас (Williams) – 145
5. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) – 143
6. Фернандо Алонсо (Ferrari) – 141
7. Дженсон Баттон (McLaren) – 94
8. Нико Хюлькенберг (Force India) – 76
9. Фелипе Масса (Williams) – 71
10. Кевин Магнуссен (McLaren) – 49
11. Серхио Перес (Force India) – 47
12. Кими Райкконен (Ferrari) – 47
13. Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso) – 21
14. Роман Грожан (Lotus) – 8
15. Даниил Квят (Toro Rosso) – 8
16. Жюль Бьянки (Marussia) – 2
17. Адриан Сутиль (Sauber) – 0
18. Маркус Эрикссон (Caterham) – 0
19. Пастор Мальдонадо (Lotus) – 0
20. Эстебан Гуттьеррес (Sauber) – 0
21. Макс Чилтон (Marussia) – 0
22. Камуи Кобаяши (Caterham) – 0
23. Андре Лотерер – 0
Кубок конструкторов, очки
1. Mercedes – 565
2. Red Bull Racing – 342
3. Williams – 216
4. Ferrari – 188
5. McLaren – 143
6. Force India – 123
7. Toro Rosso – 29
8. Lotus – 8
9. Marussia – 2
10. Sauber – 0
11. Caterham – 0