ФАР обвиняет ГИБДД в установке «живого щита»
Владелец Nissan Рathfinder Владислав Яковченко поделился с ФАР впечатлениями о той ночи. В первый раз он вынужден был остановиться в районе выезда с МКАД на Минское шоссе: три крайних правых полосы перегородили инспекторы ГИБДД, мигали проблесковые маячки машин. Но Влад вырулил и проехал по еще неперекрытому крайнему левому ряду. В районе 56-го км снова затормозил перед глухим затором в том же крайнем левом ряду: впереди посреди дороги стоял полицейский в амуниции с надписью «ДПС», с поднятым вертикально мигающим жезлом, переговаривался по рации. Владислав услышал позади надрывный клаксон, увидел в зеркале заднего вида несущуюся темную иномарку. Она явно собиралась проскочить между машиной Влада и разделительным отбойником. Пространства для этого маневра было явно недостаточно. Последовал удар сзади, агрессор сдал назад — и снова пошел на таран. Расчищая себе «коридор»и круша попадающиеся на пути машины, Audi A8 (уже можно было различить марку) все-таки протискивалась вперед. Позади остались покалеченные Renault Master, ВАЗ-2105, какой-то легковой Mercedes, седан-такси, грузовик DAF и Range Rover. Это только то, что видел свидетель.
Беглецу удалось вырваться. Только тогда забегали полицейские с оружием, выскочил из укрытия за фурой тот, со светящимся жезлом, который образовал заслон. Через полчаса прибывшие другие инспекторы составили схему ДТП и предложили заинтересованным лицам проследовать своим ходом к стационарному пункту ДПС на 52-м км МКАД. Range Rover двигаться не мог: кроме изуродованного кузова, разбитых фар и фонарей в «теракте» была повреждена ходовая — машину увезли на эвакуаторе.
На посту ДПС Владиславу объяснили, что сотрудник, устроивший «живой щит», — это фейк, и вообще, нечего ездить по МКАД ночью, когда «по ней носятся наркоманы». Пострадавших по одному вводили в отдельную комнату и задавали одни и те же вопросы: по какой причине остановились? Точно ли по жесту автоинспектора? Уверены, что это был именно он? По каким признакам определили? Можете его описать? Очевидно, что пострадавших склоняли к отказу давать свидетельства против сотрудников дорожной полиции. На руки всем выдали протоколы о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неустановленного лица, управлявшего автомобилем «Ауди» с поддельными номерными знаками. Это означает, что поскольку взыскать за ущерб не с кого, у пострадавших получить деньги по полисам ОСАГО шансов практически нет.
Происшествие комментирует Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России: «Организовывать заслоны из легковых автомобилей граждан для поимки нарушителей общественного порядка или преступников — вопиющее нарушение Закона о полиции и других документов, регламентирующих деятельность ГИБДД. Когда в этих машинах находятся ничего не подозревающие люди — абсолютно неприемлемо. По закону в таких случаях разрешено использовать только грузовики, если, опять-таки, в них нет пассажиров или опасных грузов. Этот случай дает право обвинить сотрудников ГИБДД в злостном превышении полномочий, угрожавшем жизням и здоровью людей».
Подобное происшествие было зафиксировано и в 2010 году. Сотрудники милиции использовали автомобили, проезжающие по МКАД, в качестве «живого щита» для задержания преступника. Тогда нарушителем также был автомобиль Audi, а водителям объяснили, что если их автомобили не застрахованы по полису КАСКО, то компенсации ущерба они не получат, так как автомобиль Audi «скрылся и его не догнали». Но один из автомобилистов не сдался и дошел до суда, благодаря чему и выплыла на свет эта история.