Формула 1: в лучших традициях американского шоу
Даже несмотря на сокращение числа автомобилей в пелетоне, воскресный заезд получился насыщенным и богатым на события. Восемнадцать болидов на протяжении всей дистанции сражались за позиции – редкий круг обходился без атак и красивых дуэлей. К тому располагала и небанальная конфигурация трассы в техасском Остине: шпилька в первом повороте, несколько эсок, заметный перепад высот и много мест для обгона.
Перестановки в пелетоне начались еще сразу после окончания квалификации – сказались наложенные штрафы. Дженсон Баттон (McLaren) переместился на пять позиций вниз из-за смены коробки передач и получил 12 стартовое место, Даниил Квят (Toro Rosso) откатился с 14 на 17 строчку из-за замены компонента силового агрегата. Причем для россиянина это лишь часть штрафа: по новому регламенту предполагается пенальти в 10 мест, но поскольку последнее место на старте ГП США оказалось 17-м, то остальная часть наказания будет перенесена на последующие одну или две гонки, в зависимости от показанного результата в квалификации. Кстати, стартовая решетка воскресной гонки включала 17 машин, а не 18, из-за штрафа Себастьяна Феттеля: на его болиде Red Bull Racing поставили седьмой за сезон мотор, и немец стартовал с пит-лейн.
Изменений после квалификации не произошло в первой пятерке. Поул-позицию в субботу между собой разыграли пилоты Mercedes, и победителем на этот раз вышел Нико Росберг, опередивший Льюиса Хэмилтона почти на 0,4 секунды. Следом за ними – пара машин Williams, из которых лучшим оказался Вальттери Боттас, а на 5 месте – Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing). Однако старт гонки сразу внес коррективы в этот порядок: в первом повороте Фелипе Масса удержался на лучшей траектории и вышел на третью позицию, Даниэль Риккьярдо, напротив, пропустил вперед Ferrari Фернандо Алонсо, и только в дуэте Mercedes сохранился паритет.
Элемент неожиданности в спортивное шоу уже на первом круге привнес Серхио Перес (Force India), который пытался атаковать сразу несколько соперников, но сначала задел левое заднее колесо болида Кими Райкконена, а затем врезался в бок проезжающего мимо Sauber Адриана Сутиля. За опасные маневры мексиканец получил от судей штраф в семь позиций на старте следующего Гран-при Бразилии.
После столкновения болидов на трассе появилась машина безопасности, благодаря которой снова произошла перестановка в пелетоне: на рестарте Даниэлю Риккьярдо удалось опередить Фернандо Алонсо и вернуться в первую пятерку. Заметно перемешали стартовый порядок и пит-стопы, которые команды провели во время режима сейфети-кара. Вообще, трасса оказалась весьма требовательной к расходу резины, и практически все пилоты посетили пит-лейн для замены покрышек четыре или пять раз. В США Pirelli привезли те же составы шин, что и в Сочи – мягкие и медиум. Однако если конфигурация российского автодрома не накладывает таких больших перегрузок, и машинам тогда хватило всего одного пит-стопа, то в Остине командам пришлось применять различные тактики, стараясь выгадать наиболее подходящую, поскольку лучшее рабочее состояние сохраняли шины мягкого состава. Наглядно это продемонстрировал Себастьян Феттель, который поставил «софт» на финальный отрезок гонки и с достаточной легкостью отвоевал несколько позиций, поднявшись до седьмого места.
Победа в гонке досталась Льюису Хэмилтону, который примерно в середине дистанции смог опередить своего напарника по команде и в то же время главного соперника в борьбе за титул. Возможно, этот маневр стал решающим в споре за чемпионство, поскольку отрыв англичанина в личном зачете увеличился еще на несколько очков. Нико Росберг, которому в последних гонках все время немного не хватает до лучшего результата, имеет возможность отыграться в Бразилии и Абу-Даби, но хватит ли психологической мотивации? Тем более что победа на ГП США стала для Хэмилтона уже пятой подряд и десятой в этом сезоне.
После многочисленных дуэлей на третью ступень подиума поднялся Даниэль Риккьярдо, который смог опередить две машины Williams. Болиды английской «конюшни» сохранили порядок, который заняли еще на первом круге: Фелипе Масса – четвертое место, следом за ним – Вальттери Боттас. Фернандо Алонсо, который на протяжении всей дистанции атаковал соперников, стараясь отыграть позиции, финишировал шестым. Его напарник по команде Кими Райкконен, напротив, снова не мог справиться с недостаточной управляемостью автомобиля и добрался до клетчатого флага лишь на 13 позиции. Причем на последних кругах финна атаковал Даниил Квят, но россиянин сам перестарался и повредил колесо. Из-за этого болид Toro Rosso заметно потерял в скорости, и даже посещение боксов ситуацию не исправило: Квят финишировал на 15 позиции. «Мы были конкурентоспособны сегодня и заслуживали несколько зачетных очков. К последней части Гран-при мы вышли на фантастический темп, но когда я попытался обогнать Райкконена, повредил переднее левое колесо. Сразу появились сильные вибрации, и мне снова пришлось заехать на пит-стоп», - приводит слова Даниила Квята пресс-релиз команды.
Другой пилот Toro Rosso Жан-Эрик Вернь, который старается вернуть расположение руководства, провел «боевитую» гонку, но перестарался в атаке на Романа Грожана (Lotus). В первом повороте он задел болид француза, повредив на том переднее антикрыло. Столкновение сразу сказалось на управляемости Lotus, и Грожану с трудом удавалось удерживать машину на торможениях. Тем не менее француз добрался до финиша на 11 месте. Сам Жан-Эрик Вернь получил от судей 5-секундное наказание и в финальной квалификации переместился с 9 на 10 позицию.
Предпоследний в сезоне Гран-при состоится уже в предстоящие выходные 7-9 ноября. Гонку у себя примет бразильский Интерлагос.
Результаты ГП США
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 25 очков 2. Нико Росберг (Mercedes) – 18 очков 3. Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – 15 очков 4. Фелипе Масса (Williams) – 12 очков 5. Вальтерри Боттас (Williams) – 10 очков 6. Фернандо Алонсо (Ferrari) – 8 очков 7. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) – 6 очков 8. Кевин Магнуссен (McLaren) – 4 очка 9. Пастор Мальдонадо (Lotus) – 2 очка 10. Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso) – 1 очко 11. Роман Грожан (Lotus) 12. Дженсон Баттон (McLaren) 13. Кими Райкконен (Ferrari) 14. Эстебан Гуттьеррес (Sauber) 15. Даниил Квят (Toro Rosso) Нико Хюлькенберг (Force India) – сход Серхио Перес (Force India) – сход Адриан Сутиль (Sauber) – сход
Личный зачет, очки
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 316 2. Нико Росберг (Mercedes) – 292 3. Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – 214 4. Вальтерри Боттас (Williams) – 155 5. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) – 149 6. Фернандо Алонсо (Ferrari) – 149 7. Дженсон Баттон (McLaren) – 94 8. Фелипе Масса (Williams) – 83 9. Нико Хюлькенберг (Force India) – 76 10. Кевин Магнуссен (McLaren) – 53 11. Серхио Перес (Force India) – 47 12. Кими Райкконен (Ferrari) – 47 13. Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso) – 23 14. Роман Грожан (Lotus) – 8 15. Даниил Квят (Toro Rosso) – 8 16. Жюль Бьянки (Marussia) – 2 17. Пастор Мальдонадо (Lotus) – 2 18. Адриан Сутиль (Sauber) – 0 19. Маркус Эрикссон (Caterham)– 0 20. Эстебан Гуттьеррес (Sauber) – 0 21. Макс Чилтон (Marussia) – 0 22. Камуи Кобаяши (Caterham) – 0 23. Андре Лотерер – 0
Кубок конструкторов, очки
1. Mercedes – 608 2. Red Bull Racing – 363 3. Williams – 238 4. Ferrari – 196 5. McLaren – 147 6. Force India – 123 7. Toro Rosso – 31 8. Lotus – 9 9. Marussia – 2 10. Sauber – 0 11. Caterham – 0