Формула-1: непростые дни в Бразилии
Основная борьба за поул-позицию и победу в гонке разгорелась между пилотами Mercedes: Нико Росберг или Льюис Хэмилтон? И на этот раз удача улыбнулась Росбергу. Несмотря на сильный прессинг со стороны напарника, Нико удалось удержать лидерство и финишировать на верхней позиции. Льюис Хэмилтон после гонки признался, что стал вторым лишь из-за собственной ошибки, когда его автомобиль потерял порядка 7 секунд, оказавшись за пределами трассы в четвертом повороте. Скорость англичанина была выше, и если бы не досадный просчет в траектории, Хэмилтон вполне мог бы еще увеличить свой отрыв в личном зачете. Пока что он опережает Росберга на 17 очков. В Абу-Даби будут начислены двойные очки, то есть победитель получит 50 баллов. Это означает, что англичанин упустит чемпионский титул, если не финиширует в гонке, а Росберг наберет не менее 18 очков. Но в такой прогноз мало кто верит, хотя математическая вероятность остается.
Позади лидирующей пары всю гонку также разгорались локальные сражения, в частности, между болидами Ferrari. Фернандо Алонсо под конец заезда удалось опередить Кими Райкконена и финишировать на шестом месте. Своей яркой гонкой со множеством обгонов испанец еще раз привлек к себе внимание, хотя и не был обделен им в последние дни. После заявления Кристиана Хорнера (Red Bull Racing), что Себастьян Феттель переходит в Ferrari – вероятнее всего на место Алонсо, поскольку контракт с Райкконеном на следующий год остается в силе, все со дня на день ждут объявления о подписании Фернандо в McLaren. Косвенно это подтвердил и руководитель McLaren Эрик Булье, в своих интервью не отрицавший факт переговоров с испанцем. Он также заметил, что команда заинтересована в долгосрочном планировании, поскольку надеется с приходом Honda вернуться в число топ-команд. «Мы уже определяем линейку своих пилотов – для компании это можно назвать стратегией – на срок в два, четыре года и шесть лет», — подчеркнул Булье.
Сам Фернандо Алонсо обещал журналистам в самом скором времени сообщить о своем будущем. По сообщениям британской прессы, источники, близкие к команде, также высказывают предположения, что о контракте будет объявлено еще до финального этапа в Абу-Даби. Сейчас решаются последние детали многомиллионной сделки по переходу Алонсо из Ferrari в McLaren, и она обещает стать крупнейшей в истории Формулы-1. В то же время команда находится в сложной ситуации выбора напарника испанцу: молодой Кевин Магнуссен в будущем может соответствовать долгосрочным планам команды, но 34-летний Дженсон Баттон сможет применить весь опыт в совместной работе с Honda. К тому же англичанин за сезон набрал вдвое больше очков, чем датчанин, и в последних гонках демонстрирует отличную форму. Ссылаясь на те же источники, западная пресса говорит о том, что сам Алонсо предпочел бы в напарниках именно Дженсона Баттона. В любом случае во время Гран-при Бразилии Фернандо признался, что был бы рад увидеть Баттона в Формуле-1 в следующем году.
Не менее запутанная история с линейкой пилотов на 2015 год царит сейчас в Sauber. Накануне Гран-при Бразилии с разницей в несколько дней команда объявила, что в сезоне-2015 ее будут представлять Маркус Эрикссон, гонщик Caterham в этом году, и Фелипе Наср, тест-пилот Williams, сейчас занимающий второе место в GP2. Однако эта новость стала полной неожиданностью для Адриана Сутиля, действующего гонщика Sauber, который утверждает, что имеет на руках подписанный с Sauber контракт на 2015 год.
Руководитель команды Мониша Кальтенборн не захотела обсуждать эту ситуацию с журналистами, заявив, что Sauber объявил своих пилотов, а вопросы, касающиеся внутренней кухни «конюшни», должны обсуждаться за закрытыми дверьми. Также она сообщила, что сотрудничество с Сергеем Сироткиным, которого еще год назад обещали готовить к дебюту в Формуле-1, продолжено не будет.
Выбор пилотов для Sauber весьма объясним: Эрикссон и Наср могут привлечь в бюджет команды деньги спонсоров, в то время как тот же Адриан Сутиль похвастаться сильной финансовой поддержкой не может. Однако это также означает, что коллектив снова балансирует на грани краха. Уже несколько раз Sauber оказывался практически банкротом, и в этот раз ситуация может оказаться гораздо серьезнее, чем ее пытается представить Мониша Кальтенборн.
Вкупе с объявлением линейки пилотов Sauber еще две новости вызвали бурное обсуждение в паддоке: правильным ли путем движется современная Формула-1? В пятницу о закрытии Marussia объявили антикризисные управляющие, назначенные двумя неделями ранее разрешить финансовые проблемы коллектива. После оценки текущей ситуации было принято решение о ликвидации команды и увольнении порядка 200 ее сотрудников. Принимать участие в Гран-при Абу-Даби Marussia не будет.
Следом за этим объявлением последовала новость от Caterham, вполне в духе прежнего руководства, склонного к авантюрам. Антикризисные управляющие из Smith & Williamson выпустили пресс-релиз, в котором объявили о сборе средств для участия в последнем этапе сезона. Не найдя финансовой поддержки у компаний и организаций, они обратились к болельщикам. Финбарр О’Коннелл, возглавляющий рабочую антикризисную группу и временно выступающий руководителем команды, прокомментировал решение: «Мы работаем в режиме нон-стоп, чтобы вернуть в гонки Caterham F1, чтобы она выступила в Абу-Даби в своем прежнем составе. Надеемся, это будет начальный камень в ее возвращении в гонки уже на постоянной основе, при новом владельце».
В ответ Берни Экклстоун назвал инициативу Caterham «бедственной» применительно к спорту. По его мнению, если команды не могут позволить себе участвовать в Формуле-1, то они и не должны этого делать. «Это решение фанатов, если они захотят (пожертвовать деньги). Может быть, люди инвестируют в команду, — сказал в беседе с журналистами Экклстоун. – Но я думаю, это бедствие. Мы не хотим просить милостыню. Если люди не могут позволить себе Формулу-1, они должны заняться чем-то еще».
Берни Экклстоун также заметил, что не понимает, как команды умудряются создавать себе такие огромные финансовые проблемы, однако не лезет в их дела. «Не знаю, что они делают со своими деньги, я не трачу их. Мы, наоборот, всего лишь даем им деньги, ежегодно около 900 миллионов долларов, — заметил Экклстоун. – Проблема в том, что они не до конца понимают. Люди хотят выиграть, все команды хотят выиграть. Но у некоторых команд есть деньги, и они тратят их. Когда несколько лет назад – на самом деле сотни лет назад, – у меня была собственная команда, я управлял ею исходя из той суммы, которую мы могли потратить, и мы выиграли чемпионский титул. Они же этого не делают. Кажется, они даже не понимают, что кто-то обязательно будет последним».
На фоне финансовых проблем у двух или даже трех команд возобновились разговоры об участии в гонках трех машин от каждой «конюшни». Это позволит «закрыть» дыры на стартовом поле после ухода двух команд, однако в целом пока не обещает кардинального решения в дороговизне участия в Формуле-1. Однако реальных действий в этом вопросе пока не предпринято, а FIA опубликовала заявочный список команд на 2015 год: по две машины от Infiniti Red Bull Racing, Mercedes AMG Petronas, Scuderia Ferrari, Lotus F1 Team, McLaren Honda, Sahara Force India F1 Team, Sauber F1 Team, Scuderia Toro Rosso, Williams Martini Racing, CF1 Caterham F1 Team и новой Manor F1 Team, об участии которой ожидается окончательное подтверждение.
Финальный этап текущего этапа Формулы-1 пройдет 21-23 ноября в Абу-Даби.
Результаты ГП Бразилии:
1. Нико Росберг (Mercedes) – 25 очков 2. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 18 очков 3. Фелипе Масса (Williams) – 15 очков 4. Дженсон Баттон (McLaren) – 12 очков 5. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) – 10 очков 6. Фернандо Алонсо (Ferrari) – 8 очков 7. Кими Райкконен (Ferrari) – 6 очков 8. Нико Хюлькенберг (Force India) – 4 очка 9. Кевин Магнуссен (McLaren) – 2 очка 10. Вальтерри Боттас (Williams) – 1 очко 11. Даниил Квят (Toro Rosso) 12. Пастор Мальдонадо (Lotus) 13. Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso) 14. Эстебан Гуттьеррес (Sauber) 15. Серхио Перес (Force India) 16. Адриан Сутиль (Sauber) 17. Роман Грожан (Lotus) Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – сход
Личный зачет, очки
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 334 2. Нико Росберг (Mercedes) – 317 3. Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – 214 4. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) – 159 5. Фернандо Алонсо (Ferrari) – 157 6. Вальтерри Боттас (Williams) – 156 7. Дженсон Баттон (McLaren) – 106 8. Фелипе Масса (Williams) – 98 9. Нико Хюлькенберг (Force India) – 80 10. Кевин Магнуссен (McLaren) – 55 11. Кими Райкконен (Ferrari) – 53 12. Серхио Перес (Force India) – 47 13. Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso) – 22 14. Роман Грожан (Lotus) – 8 15. Даниил Квят (Toro Rosso) – 8 16. Пастор Мальдонадо (Lotus) – 2 17. Жюль Бьянки (Marussia) – 2 18. Адриан Сутиль (Sauber) – 0 19. Маркус Эрикссон (Caterham)– 0 20. Эстебан Гуттьеррес (Sauber) – 0 21. Макс Чилтон (Marussia) – 0 22. Камуи Кобаяши (Caterham) – 0 23. Андре Лотерер – 0
Кубок конструкторов, очки
1. Mercedes – 651 2. Red Bull Racing – 373 3. Williams – 254 4. Ferrari – 210 5. McLaren – 161 6. Force India – 127 7. Toro Rosso – 30 8. Lotus – 10 9. Marussia – 2 10. Sauber – 0 11. Caterham – 0