Падение авторынка в России перетряхнуло дилерские сети
Изучив изменения на дилерской карте России, произошедшие к ноябрю, аналитики «Автостата» сообщают, что к настоящему моменту в стране работает 4075 дилерских центров – на 124 больше, чем в 2013-м.
В течение года, согласно данным отчета АА «Автостат» «Дилерские сети автопроизводителей РФ», свою деятельность свернули 64 центра – 44 российских марок и 20 в секторе массовых иностранных. На смену им пришли 189 новых предприятий, среди которых 27 ДЦ премиум-брендов и 161 – китайских автопроизводителей.
«Китайцы», как отмечают аналитики, по числу дилерских центров в России уже опередили отечественных автопроизводителей: общий счет – 668 против 667. При этом самая большая дилерская сеть в России по-прежнему у АВТОВАЗа (382). Среди иностранных марок по численности дилеров первые места занимают Renault (167), Kia (161) и Chevrolet (160).
По данным «Автостата», за пятилетку в России почти в полтора раза – с 319 до 464 – выросло количество дилерских центров в сегменте премиум. Продажи автомобилей этой категории в настоящее время в 2 раза выше, чем в докризисном 2008 году, и не отстают от прошлого года, когда в России было реализовано около 180 тысяч автомобилей класса премиум.
«Основной процесс формирования дилерских сетей иномарок уже завершен, – говорится в сообщении «Автостата». – В последние годы идет «ротация» дилеров в пределах 5-10%. Наибольший прирост в текущем году показали дилерские сети Renault (+13) и Volkswagen (+14)».
Неплохой прирост, в отличие от Fiat и Daewoo, демонстрируют дилерские сети Chrysler/Jeep, Mitsubishi, Toyota и Chevrolet. Формирует свой дилерский корпус новый японский бренд Datsun.
Владимир Моженков, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», по просьбе «За рулем.РФ» прокомментировал ситуацию на авторынке:
«2015 год будет сложным для дилерского сообщества. Уже сейчас мы можем сказать, что с 1 января с рынка уйдут 24 дилерских центра SEAT – марка прекращает работу в России. Хочется верить, что все они будут перепрофилированы для работы с другими брендами. Но 100%-ной уверенности, что будет так, у нас нет, – это будет очень сложно сделать.
В следующем году снижение численности участников рынка может происходить по следующим причинам. Первая – уход марки из России, как в случае с SEAT. Вторая – банкротства из-за снижения продаж и объемов сервисных услуг. Еще один вариант развития событий – слияния и поглощения. Точный прогноз дать сложно, но есть вероятность, что речь может идти о десятках, а возможно и сотнях дилерских предприятий».
Падение продаж на российском авторынке, которое началось в 2014 году, отразится и на дилерской сети: уже до конца года, как сообщал ранее «Интерфакс», число точек продаж и обслуживания автомобилей, по мнению экспертов и участников рынка, может уменьшиться примерно на 500 единиц.
Динамика дилерских сетей
Сегмент марки | Количество, шт. | Изм, шт | ||||
Марка | 2009 | 2013 | 2014 | к 2013 | к 2009 | |
Премиум-марки | 319 | 437 | 464 | 27 | 145 | |
Mercedes-Benz | 51 | 60 | 64 | 4 | 13 | |
Audi | 44 | 56 | 59 | 3 | 15 | |
BMW | 48 | 61 | 58 | -3 | 10 | |
Land Rover | 32 | 50 | 51 | 1 | 19 | |
Jaguar | 14 | 38 | 46 | 8 | 32 | |
Volvo | 43 | 44 | 45 | 1 | 2 | |
Lexus | 22 | 37 | 41 | 4 | 19 | |
Cadillac | 35 | 30 | 26 | -4 | -9 | |
Porsche | 20 | 24 | 25 | 1 | 5 | |
Infiniti | 10 | 18 | 20 | 2 | 10 | |
другие | 0 | 19 | 29 | 10 | 29 | |
Массовые марки | 1785 | 2296 | 2276 | -20 | 491 | |
Renault | 108 | 154 | 167 | 13 | 59 | |
KIA | 134 | 167 | 161 | -6 | 27 | |
Chevrolet | 145 | 155 | 160 | 5 | 15 | |
Opel | 125 | 148 | 150 | 2 | 25 | |
Hyundai | 110 | 141 | 137 | -4 | 27 | |
Mitsubishi | 98 | 126 | 134 | 8 | 36 | |
Volkswagen | 73 | 117 | 131 | 14 | 58 | |
Skoda | 88 | 128 | 130 | 2 | 42 | |
Nissan | 80 | 130 | 128 | -2 | 48 | |
Ford | 109 | 127 | 126 | -1 | 17 | |
SsangYong | 81 | 125 | 126 | 1 | 45 | |
Toyota | 73 | 99 | 105 | 6 | 32 | |
Daewoo | 115 | 127 | 86 | -41 | -29 | |
Peugeot | 71 | 80 | 77 | -3 | 6 | |
Mazda | 49 | 70 | 71 | 1 | 22 | |
Suzuki | 64 | 75 | 67 | -8 | 3 | |
Citroen | 39 | 66 | 64 | -2 | 25 | |
Subaru | 40 | 52 | 51 | -1 | 11 | |
Honda | 59 | 54 | 50 | -4 | -9 | |
Chrysler-Jeep-Dodge | 16 | 35 | 43 | 8 | 27 | |
Fiat | 75 | 64 | 34 | -30 | -41 | |
SEAT | 21 | 27 | 24 | -3 | 3 | |
Datsun | 0 | 0 | 20 | 20 | 20 | |
Китайские марки | 245 | 507 | 668 | 161 | 423 | |
Lifan | 45 | 126 | 153 | 27 | 108 | |
Chery | 71 | 102 | 105 | 3 | 34 | |
Geely | 89 | 86 | 90 | 4 | 1 | |
Great Wall | 40 | 85 | 83 | -2 | 43 | |
FAW | 0 | 83 | 80 | -3 | 80 | |
Haima | 0 | 25 | 50 | 25 | 50 | |
Changan | 0 | 0 | 45 | 45 | 45 | |
JAC | 0 | 0 | 25 | 25 | 25 | |
DongFeng | 0 | 0 | 19 | 19 | 19 | |
Brilliance | 0 | 0 | 18 | 18 | 18 | |
Отечественные | 641 | 711 | 667 | -44 | 26 | |
LADA | 418 | 436 | 382 | -54 | -36 | |
GM-AVTOVAZ | 131 | 148 | 159 | 11 | 28 | |
UAZ | 92 | 127 | 126 | -1 | 34 | |
Общий итог | 2990 | 3951 | 4075 | 124 | 1085 |
Данные АА «Автостат»
Ушли с рынка | Количество, шт. | Изм, шт. | |||
Марка | 2009 | 2013 | 2014 | к 2013-му | к 2009-му |
ZAZ | 130 | 86 | 0 | -86 | -130 |
TagAZ-Vortex-BYD | 220 | 158 | 0 | -158 | -220 |
Данные АА «Автостат»