В ближайшее время МКАД платной не сделают
Недавно ВЦИОМ опубликовал итоги опроса общественного мнения, которые показали, что 49% москвичей поддерживают идею введения платного въезда в отдельные участки Москвы. Маховик закрутился, если неделю назад обсуждался вопрос лишь об отдельных платных участках, то теперь идея платности поползла еще дальше.
Как сегодня пишет РБК, ссылаясь на свои источники, Кремль уже принципиально одобрил эту инициативу столичных властей. Якобы уже в марте или августе 2015 года даже поездка по МКАД обойдется в 200 рублей. Однако, как сообщил «За рулем.РФ» анонимный источник, региональные органы власти не компетентны самостоятельно решать такие вопросы и вводить платный въезд. А вот Минтранс действительно готовит поправки в закон о дорогах, которые в апреле рассмотрят в Госдуме. Если они пройдут, региональным органам власти дадут право вводить плату за проезд по отдельным участкам. Все это будет строго оговорено, пользоваться таким правом сможет не только Москва, хотя понятно, что именно столица больше всего в поправках заинтересована и лоббирует это решение. Город, несмотря на все введенные за последнее время драконовские меры (платные парковки, жесткая эвакуация неправильно припаркованных автомобилей и и. д.), продолжает задыхаться в пробках. Инициированный, по всей вероятности, Москвой опрос ВЦИОМ показал, что столичные жители от них устали и уже не против введения платного проезда. Но социология наука непростая, тут ведь, как известно, все дело в том, как правильно задать вопрос и какой ответ на него нужно получить. То есть, полагает источник, общественное мнение постепенно готовят к введению платы за проезд. Но дело это сложное, необходимо утрясти массу юридических вопросов, понять, как это можно будет сделать практически, поэтому страшилки про то, что завтра мы проснемся, а проезд по МКАД уже стоит 200 рублей, пока ни чем не подкреплены. Но это только пока.
Платы за проезд в крупных мегаполисах все равно не избежать, полагает другой наш собеседник, старший научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова. «Как только уровень автомобилизации населения превышает 400 машин на 1 тыс. жителей, без увеличения стоимости владения автомобилем решить транспортные проблемы в городе становится невозможным. Поэтому у властей появляется лишь один путь: сделать так, чтобы пользоваться автомобилем стало дорого, и автовладельцы без крайней нужды, а тем более ежедневно на работу, на машинах не выезжали. Мировая практика показывает, что через это прошли все крупные города: существует плата за проезд в центральную часть Лондона — в 21-км зону, в центральную 8-км зону Милана и т. д. Делается это в целях сокращения загруженности улично-дорожной сети. Другое дело, что такие решения принимаются не сразу, а готовятся постепенно. Годами приучается к этому население. Кроме того, организовать все не так просто, как кажется. Шлагбаумы от пробок не спасут. Лондон решает вопрос взимания платы с помощью видеокамер, настроенных специальным образом. По идее, самая справедливая схема взимания платы — по схеме Pay-as-You-Go Tax («Сколько едешь, столько платишь»). Так, например, в Сингапуре и Нидерландах введена прогрессивная система взимания денег, там плату берут за пользование практически всей улично-дорожной сетью. Причем плата за различные участки дорог строго дифференцирована».
Впрочем, припоминаем, все это было заложено еще в «Стратегии 2020» — концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году. «В долгосрочной перспективе необходим переход на схему Pay-as-You-Go Tax («Сколько едешь, столько платишь») с постепенной ликвидацией искусственного субсидирования автомобилистов за счет бюджета. Вводится универсальный налог за километр пробега, дифференцированный в зависимости от категории и местонахождения дороги. Размер платежа определяется по результатам обработки GPS-трека (ГЛОНАСС-трека) автомобиля. Повышение нагрузки на автовладельцев должно быть поэтапным», говорится в документе, который можно найти в открытом доступе в Интернете. А учитывая, что с 1 января 2017 года системой ГЛОНАСС должны оснащаться все новые транспортные средства, продающиеся в странах Таможенного союза, такой вариант развития событий становится вполне реальным.
Напомним, замглавы комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов недавно сообщил, что платный въезд в столице должен быть введен в течение 5-10 лет. По его словам, такой период понадобится для того, чтобы сделать городской общественный транспорт «комфортным и привлекательным».