Экологический налог на автомобили поддержали в верхах
Вчера Дмитрий Медведев провел совещание о мерах по поддержке российского автомобильного рынка. Он отметил, что общая ситуация на рынке нестабильная и, по всей видимости, будет ухудшаться. Падение производства и продаж наблюдается практически во всех сегментах. Что касается выпуска техники, то тут в меньшей мере страдает производство легковых автомобилей, выпуск которых должен превысить запланированные на этот год показатели. Гораздо хуже ситуация с производством коммерческой техники: грузовых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, автобусов.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров напомнил о том, что автопром влияет и на другие отрасли промышленности. Одно рабочее место на конвейере создает 12 рабочих мест в смежных отраслях промышленности, поэтому государство так обеспокоено ситуацией в автопроме.
По итогам совещания была поддержана идея о совершенствовании транспортного налога. Предлагается переводить его не только в лошадиные силы, как это делается сегодня, но и учитывать экологический класс транспортного средства. То есть, по сути, Минпромторг предложил ввести экологический налог. Мантуров отметил, что в первую очередь это коснется коммерческого транспорта и станет стимулом для приобретения новых машин, потому что содержать старые станет невыгодно. Но вопрос предстоит еще тщательно проработать и обсудить с другими ведомствами и Госдумой. Министр отметил, что готовых предложений он ждет в ближайшие три месяца.
Комментирует заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов: «На первый взгляд введение экологической дифференциации транспортного налога вполне адекватная мера, призванная стимулировать падающие продажи новых автомобилей, а также увеличить продажи топлива верхних экологических классов, в производство которых нефтяники ранее, по требованию правительства, вложили значительные средства. Однако в условиях общего ухудшения экономической ситуации, роста цен на топливо и падения спроса на автоперевозки изменение транспортного налога ударит по самым слабым транспортным компаниям, имеющим небольшой парк устаревшей техники и с трудом сводящим концы с концами».
Директор по продажам «Ауди Центр Восток» Екатерина Чагаева полагает, что если повышающий коэффициент налога введут с учетом экологического класса и возраста машины, то получится, что автовладельцы будут платить за загрязнения, которые их машина может производить теоретически. Такое нововведение не совсем логично и может вызвать ряд недовольств у граждан. «Например, пенсионеры, которые всего несколько раз в году ездят на дачу на своем десятилетнем авто, должны будут платить повышенный налог за то, что 9 месяцев в году машина стоит в гараже? Многие автовладельцы ежедневно добираются на работу на общественном транспорте, а автомобили используют лишь по выходным для поездок по личным делам. Получается, что они также будут платить налог за простой авто. Налоги должны уплачиваться по факту езды – в этом случае наиболее приемлемым я вижу вариант замены транспортного налога, повышением акцизов на бензин – кто сколько ездит, тот столько и платит. Этот вопрос уже поднимался ранее в Госдуме, однако пока данная инициатива не была реализована, так как неясно, как будет обстоять дело в регионах, поскольку сборы с акциза там поступают неравномерно».
На совещании также было отмечено, что сегодня успешно действуют две госпрограммы поддержки рынка. По одной регионы получают субсидии на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства с газомоторными двигателями. На это выделено около 4 млрд рублей. Другая программа – по обновлению автопарка, позволяет получить скидку на покупку нового транспортного средства при условии сдачи старого на утилизацию или реализацию через механизм трейд-ин. На это уже выделено 10 млрд рублей, до конца года планируется добавить еще 2,9 млрд. В следующем году программа будет продлена.