Ключевая ставка ЦБ выросла до 17%. Как это ударит по авторынку?

Сегодня мы узнали, что в ночь на вторник Центробанк поднял ключевую ставку с 10,5 до 17% годовых. Это приведет не только к удорожанию кредитов, но и, скорее всего, к росту цен на комплектующие, автомобили – новые и с пробегом, на запчасти. Разобраться, как повышение ставки отразится на автомобильной жизни, нам помогают специалисты рынка.

Для начала определимся. Ключевая ставка – это денежное снабжение Центральным Банком России других банков. Происходит это следующим образом. Государство одалживает банкам деньги под определенный процент (он же и есть ключевая ставка), а те, в свою очередь, кредитуют население и организации, прибавляя к этому проценту еще и свой. Разница и составляет заработок самого банка. Таким образом, ниже ставки ЦБ, теперь уже 17%, ни один банк дать деньги в долг уже не может. А вот насколько выше – зависит от аппетитов банка. Здесь тоже есть свои пределы. Банковская среда достаточно конкурентная, и если какой-то из банков сильно «задерёт» процент, люди сразу же пойдут в другую кредитную организацию, где процент ниже. Но опять же, напомним, он не может быть ниже 17%. В среднем, для нормального функционирования банка к ключевой ставке необходимо прибавить не менее 4%, однако в большинстве случаев речь идет о 8% и более.

Если обратиться к ситуации по автокредитованию на понедельник, то можно было, в зависимости от конкретного банка, взять кредит на новый автомобиль по процентной ставке (имеется в виду полный, не субсидированный автопроизводителями кредит) от 16,5% (в среднем) и выше. Таким образом, сейчас можно ожидать увеличения минимальной ставки до 20,5%. Учитывая, что при текущем состоянии рубля производители вынуждены постоянно поднимать цены на автомобили, транспортное средство превращается из средства передвижения в роскошь.

Впрочем, многие специалисты рынка отмечают, что с повышением ставки ЦБ уже опоздал. Сегодня курс основных валют снова вырос, а это значит, что нынешнее повышение ключевой ставки ЦБ не последнее. Поэтому процессы, которые будут проходить на рынке автокредитования, прогнозировать так же сложно, как и колебание курса рубля.

Председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин (ранее первый замминистра финансов и первый зампред ЦБ) рассказал в интервью ТАСС, что до сих пор рубль слабел на 4-5% в неделю, но этого оказалось недостаточно. Чтобы при таком ослаблении нельзя было играть против рубля, ставка ЦБ должна быть 20% и выше. Однако введение столь высокой учетной ставки на продолжительный период может быть губительно для экономики.

Мы попросили специалистов рынка прокомментировать сложившуюся ситуацию применительно к автомобильной сфере.

Комментирует эксперт по кредитным продуктам портала Банки.ру Ирина Чебалова:

«Многие автолюбители предпочитают брать автомобили в кредит. Страховой полис каско также часто оформляют в кредит. На размер ставки по кредитным продуктам влияет несколько факторов – риски невозвратов, ожидаемая прибыль, а также ставка, под которую финансируются сами банки. Кредитные организации финансируются из разных источников – как у Центрального Банка, так и у других банков. Но в любом случае резкое повышение ключевой ставки ЦБ повлияет на все кредитные программы, и на автокредиты в том числе. Тем не менее банки не могут поднимать ставки бесконечно, они должны соблюдать установленные ЦБ нормативы. На первый квартал 2015 года они таковы: по залоговым автокредитам предельная ставка для машины новой или с пробегом до 1 тыс. км – не более 20,32% годовых, для подержанных авто с более длительным пробегом – не более 31,22%».

Владимир Моженков, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»:

«Говоря об автомобилях, я бы разделил их на четыре условные группы. Первая – это автомобили из Европы и США. Они номинируются, соответственно, в евро и долларах и подорожают больше остальных. Вторая группа – автомобили из Японии, Кореи, Китая. Третья – автомобили, которые хоть и собирают в России, но локализация их минимальна. И наконец, автомобили с высокой долей локализации. Автомобилям второй и третьей групп тоже не избежать подорожания, но оно будет меньше, чем для автомобилей первой группы. Меньше всего рост цен коснется автомобилей четвертой группы.

Однако четко сказать, на сколько процентов вырастут цены на автомобили в 2015 году, сейчас сложно. На фактор девальвации рубля будет накладываться общая стратегия каждого отдельно взятого производителя. Если у автоконцерна цель – удержать или даже расширить долю на российском рынке, то он повысит цены по минимуму.

В этой связи рынок может быть существенно перераспределен в 2015 году. Концерны, которые смогут удержать цены или повысить их по минимуму, улучшат свое рыночное положение. Ценовое преимущество в 20-100 тыс. рублей – существенный аргумент перед конкурентом. И я уверен, что многие автопроизводители сделают именно ставку на количественные показатели, а не на финансовые. Смотрите, что происходит сегодня. На фоне роста основных автомобильных рынков мира мы отмечаем падение только двух – России и Бразилии. Мне думается, что убытки, которые автопроизводители, к примеру, понесут на нашем рынке, они легко отыграют на растущих рынках, укрепив при этом позиции на рынке России. И когда пойдет рост и в России (а он обязательно будет), тогда данная стратегия принесет еще большие дивиденды.

Что касается услуг дилерских предприятий, думаю, что расценки на обслуживание не вырастут или вырастут минимально. При этом подорожание запасных частей, скорее всего, будет. И оно будет поддаваться той же логике, что сами автомобили: для транспортных средств из первой группы – оно будет максимальным.

С кредитами – самая сложная история. Безусловно, они вырастут. Однако если их рост составит 3-5 процентных пунктов, о продаже автомобилей в кредит можно вообще забыть. Кредиты станут неподъемными для потребителей. Вся надежда на кэптивные банки, но и они не смогут удержать текущие условия финансирования. Именно поэтому ассоциация РОАД обращалась и будет обращаться к правительству с просьбой о возобновлении программы льготного автокредитования. Если не принять меры поддержки, мы рискуем не продать в 2015 году до 400-500 тыс. автомобилей.

Разумеется, рост цены денег практически остановит процесс строительства новых дилерских центров. Под 20 и более процентов годовых ни один предприниматель не возьмет деньги в банке. Впрочем, это и хорошо. Сейчас не время для строительства, сейчас время – для повышения отдачи уже построенного бизнеса, время эффективности и роста качества и процессов».

Справка

В денежно-кредитной политике Российской Федерации до 13 сентября 2013 г. основным инструментом экономического регулирования выступала ставка рефинансирования, но с сентября было введено новое макроэкономическое понятие – «ключевая ставка». В настоящее время ставка рефинансирования указывается в качестве справочной информации, а ключевая ставка служит основным индикатором.

Подпишитесь на «За рулем» в