Сборы по ОСАГО в 2014 году превысили выплаты на 41%
Российский союз автостраховщиков обнародовал годовой отчет по ОСАГО, в котором сведены данные 102 компаний, которые работали в 2014 году по обязательному страхованию автогражданской ответственности. В отчете РСА отмечается, что в 2014 году было начислено 150,292 млрд рублей страховых премий – на 11,2% больше, чем в 2013 году, когда суммарная стоимость проданных в России полисов «автогражданки» составила 135,190 млрд рублей. За этот же период выплаты пострадавшим в ДТП составили 88,816 млрд рублей, что на 41% меньше собранной страховой премии (по итогам 2013 года – 78,193 млрд рублей).
Напомним, с 1 октября 2014 года Центробанк РФ поднял тарифы ОСАГО. Базовая ставка для физлиц, управляющих транспортными средствами категории В, увеличилась на 23-30% (минимум 2440 рублей вместо прежних 1980 рублей и максимум – в рамках тарифного коридора – 2574 рубля). При этом с 1 октября 2014 года те, кто заключил договор ОСАГО по новому тарифу, могут получить выплаты по новым, увеличенным лимитам ОСАГО за имущественный вред – 400 тыс. рублей. С 1 апреля 2015 года вырастут и выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью, – до 500 тыс. рублей.
По данным Российского союза автостраховщиков, в 2014 году автомобилисты заявили о 2,499 млн страховых случаев, а страховщики урегулировали 2,479 млн. За год заключено 42,579 млн договоров, вступивших в силу (в 2013 году – 42,710 млн).
Президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс считает ситуацию на рынке ОСАГО критической. Как отмечается в сообщении РСА, эффект от роста тарифов перечеркнут текущей экономической ситуацией, а значительное увеличение средней выплаты вследствие роста лимитов вынудит страховщиков покидать рынок ОСАГО. По данным РСА, с 2003 года с этого рынка ушла половина страховых компаний, а убыточность ОСАГО во многих регионах в прошлом году уже достигала 100% и более.
«Многие компании, оценивая потенциальные риски для бизнеса, сокращают присутствие в высокоубыточных регионах, и часто на их место приходят ненадежные компании, которые имеют целью собрать как можно больше взносов и уйти с рынка, – утверждает Игорь Юргенс. – Сейчас автовладельцы не чувствуют последствий от ухода подобных страховщиков, поскольку получают компенсации из фонда РСА, но в случае исчерпания фонда выплату будет получить невозможно, что грозит социальной напряженностью и возвращением разборок на дороги».
«Во-первых, убыток по договору, заключенному в определенном календарном периоде, может произойти в другом периоде, например в следующем году, – говорит Игорь Юргенс. – В этой связи из собранной премии страховщики формируют резервы, из которых осуществляются страховые выплаты. Резервы – это не прибыль страховщика, а будущие выплаты. Поэтому их необходимо учитывать при определении финансового результата страховой организации.
Во-вторых, за счет добросовестных участников рынка осуществляются выплаты из компенсационного фонда за компании-банкроты (в частности, за ОСАО «Россия» – порядка 2 млрд рублей).
Наконец, часть премии (за неистекший период) может быть возвращена страхователю, например, при продаже автомобиля. Этот фактор также учитывается страховщиками в резервах. Помимо выплат страховщики осуществляют и расходы на ведение дела, размеры которых установлены законодательством».