В Северной Осетии раскрыта афера с автомобилями Lada
В Северной Осетии раскрыта крупная афера, связанная с продажей автомобилей. Дилеры АВТОВАЗа продавали машины, но средства, которые получали за них от клиентов, на завод не отправляли и под разными предлогами откладывали оформление паспортов транспортных средств. Обманутых покупателей почти 150 человек.
Как сообщил в эфире «Первого канала» один из потерпевших, он отдал за автомобиль 411 тысяч и ему выдали автомобиль, договор купли-продажи и чек, пообещав, что через неделю выдадут ПТС. Потом отложили еще на две недели – в итоге это растянулось на полгода.
Особенно несладко пришлось тем, кто покупал машину в кредит — банки требовали предъявить ПТС либо вернуть деньги. В результате обманутые покупатели пошли в суд, который встал на их сторону.
Сам завод-изготовитель обязали выдать людям все необходимые документы, а все неустойки и штрафы взыскать с продавцов. Они, правда, тут же объявили себя банкротами, а директор одного из дилерских центров и вовсе внезапно исчез. Ущерб, нанесенный заводу, составил свыше 50 миллионов рублей.
Подобные истории случались в кризисные 2008-2009 годы, возможно, и в данном случае дилеры создали пирамиду и расплачивались деньгами новых покупателей за машины из предыдущей партии.
Между тем известно, что в январе Волжский автозавод перевел своих дилеров на предоплату. Возможно, причиной послужили подобные истории. Однако не всем дилерам идея понравилась. В феврале отсрочку решено было вернуть, правда, тогда маржа дилеров становится меньше. Часть дилеров решили использовать обе схемы, выкупая по предоплате только наиболее востребованные модели Lada. А те дилеры, у кого терпимая финансовая ситуация, предпочли все же предоплату.
Как разъяснил юрист ЗР Сергей Смирнов, вся финансовая ответственность лежит на продавцах, которые обязаны продать автомобиль не только «вживую», но и с необходимыми для эксплуатации документами.
Если паспорта транспортных средств находились на заводе как некая мера обеспечения, то здесь уже вопрос лежит в плоскости отношений между заводом-изготовителем (АВТОВАЗом) и теми компаниями, которым он давал машины на реализацию. То есть предприятие должно тщательнее выбирать своих дилеров. «Правда, тут палка о двух концах – любому поставщику важно быстрее сбыть свою продукцию, и так устроена наша сегодняшняя экономика, что не каждый готов сразу отдать денежки. В том числе и за автомобили. Поэтому если АВТОВАЗ заинтересован в быстрейшем сбыте автомобилей и не следит за тем, кому он их дает на реализацию, то это проблема действительно предприятия, которое идет на определенные риски. В этой ситуации суд вполне справедливо постановил, чтобы предприятие выдало документы. Потому что покупатели страдать не должны – деньги они заплатили, дилеров больше нет, и ПТС тоже нет. Здесь складывается треугольник – покупатель-дилер-АВТОВАЗ. Последний обязан сам решать вопрос с этими однодневками, кому он давал на реализацию автомобили . Будет ли это возбуждение уголовного дела по факту мошенничества или что-то еще, неизвестно. Но скорее всего, это выльется в очередное «мертвое» уголовное дело».