Опрос ЗР: Кто защитит интересы автомобилистов
На вопрос «Кто, по вашему мнению, способен защитить интересы автомобилистов?» 23% голосов было отдано за ответ «надеяться можно лишь на себя», 21% — за общественные организации, 31% поделили журналисты с юристами. Властям наши автомобилисты практически не доверяют — количество ответов «за» минимальное. Это при том, что мы намеренно разрешили проголосовать за три варианта ответов, иначе бы (что-то нам подсказывает) большинство, если не все 99%, выбрали бы первый вариант.
Почему так происходит? Ответить на этот вопрос мы попросили Наталью Акаткину, руководителя проектов «Русского АвтоМотоКлуба»:
Результаты опроса вполне предсказуемы. В последние 20 лет в нашей стране количество автомобилей росло колоссальными темпами, и прямо пропорционально росло число компаний, желавших «нажиться» на автомобилистах: частные страховые компании, которые лопались как мыльные пузыри; дельцы-автоюристы, которые прибывали на место ДТП даже если их не вызывали, чтобы «впарить» свои услуги пострадавшим водителям и т.п. К тому же дорожная инфраструктура не была готова к подобному росту и не приспособлена до сих пор. Законодательство перерабатывалось постоянно – даже сейчас по многим пунктам законы меняются ежегодно или даже чаще; сотрудники ГИБДД воспринимались и воспринимаются исключительно как поборники на дорогах; стоимость обслуживания автомобилей растет с каждым годом – при этом дорожная ситуация с каждым годом только сложнее, положительного влияния принимаемых законов не видно. Отсутствие доступной статистики по аварийности создает неприятие водителями даже тех законов, которые направлены на улучшения в области повышения безопасности дорожного движения.
Приведу простой пример: изменения в правилах постановки на учет автомобилей по договору купли-продажи (сейчас нет необходимости снимать автомобиль с учета при его продаже – это сделает покупатель), которые должны, по идее, упростить процедуру продажи, привели к тому, что недобросовестные покупатели перестали регистрировать автомобили на себя – а штрафы и налоги продолжают приходить на предыдущих владельцев. Только через нашу автоюридическую службу проходит ежедневно по нескольку подобных случаев. Водители в полном непонимании, почему такое произошло, куда обращаться – ведь они все оформили согласно законодательству. Исполнение принятых законов также хромает. Например, большая реформа в работе автошкол и их обязательном лицензировании привела к повышению стоимости обучения, но, согласно опросам, сама структура обучения не изменилась – все улучшенные программы предоставлялись только для получения аккредитации, увеличивать время обучения автошколам невыгодно. И таких примеров можно привести десятки.
Конечно, здорово, что в последние годы начали появляться действительно активные и борющиеся за права автомобилистов сообщества. Но, к сожалению, пока они не имеют достаточного влияния и решают, в основном, «точечные» вопросы. Но это уже намного лучше, чем ничего. Самый большой плюс работы этих сообществ в том, что они поднимают действительно важные, животрепещущие проблемы. И, заручившись поддержкой СМИ, они становятся как минимум услышаны. Соответственно, срабатывает эффект «снежного кома» — организация становится более заметной, к ней присоединяется все бОльшее число автомобилистов, и сила влияния организации растет. Осталось примерами убедить тех, кто все еще надеется только на себя, что сообщество (не номинальное, а именно активное) может начать менять нашу ежедневную жизнь за рулем в лучшую сторону. Четверть населения страны, знаете ли, многое может сделать вместе.