Генпрокуратура выявила нарушения в работе столичных парковочных служб
В Москве было выписано с нарушениями 600 тыс. штрафных постановлений о незаконной парковке на сумму 1,8 млрд руб. Кроме того, штрафы выписывались гражданам, которые оставляли машины в разрешенных местах. Претензии Генпрокуратура предъявила Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) и Администратору московского парковочного пространства (АМПП). Здесь существует разделение полномочий. МАДИ контролирует правила остановки и стоянки транспортных средств и правила перевозок пассажиров и багажа легковым такси. В полномочия АМПП входит обустройство парковочной инфраструктуры (работа системы оплаты парковок, наличие знаков платной парковки, информационных щитов); администрирование дохода от платных парковок; контроль за соблюдением правил платных парковок в Москве, в том числе выписывание штрафов за нарушение правил оплаты парковки. Также служба занимается перемещением неправильно припаркованных автомобилей.
В прокуратуре говорят, что к ошибкам в работе МАДИ приводят погрешности используемой спутниковой системы навигации. При этом фотографии не всегда дают возможность достоверно установить месторасположение машины и не всегда содержат изображения запрещающего знака. Также есть ряд служб и ведомств, которые необоснованно уходят от наказания при попустительстве МАДИ. От штрафов чаще всего освобождают водителей эвакуаторов, машин Минобороны и диппредставительств иностранных государств. Система обжалования нарушений работает со сбоями, инспекторы часто не укладываются в отведенный десятидневный срок рассмотрения претензий. Кроме того, выявлен такой грубый факт нарушений, как ненадлежащее оформление штрафных квитанций. Дела об административных правонарушениях могут рассматривать только руководители соответствующих органов и их заместители, а в МАДИ это делали государственные гражданские служащие с помощью электронной подписи руководителей. Всего таким образом с начала 2014 года инспекция вынесла более 600 тыс. постановлений на сумму около 1,8 млрд руб.
Есть претензии и к Администрации московского парковочного пространства. Забрать автомобиль со штрафстоянки невозможно, не оплатив услуги по его перемещению, а это по закону нарушает права граждан на владение и пользование имуществом. Кроме того, штрафстоянки не оборудованы местами для ожидания, в результате чего проштрафившимся автовладельцам часами приходится выстаивать на улице, пишет «Коммерсантъ». Правда, в столичном Дептрансе утверждают, что сейчас занимаются обустройством спецстоянок — на них появятся «просторные отапливаемые залы ожидания с возможностью приобретения закусок и воды». Что касается ошибок спутникового позиционирования, то в департаменте говорят, что все полученные данные перепроверяются вручную сотрудниками, и если есть сомнения, такие дела всегда решаются в пользу автовладельца.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова, нарушения в работе столичных ведомств вызваны тем, что одна структура отвечает за организацию движения, контроль за ней и наказание автовладельцев. Это неизбежно приводит к «перегибам». Возможно, не стоит отмахиваться от ГИБДД, достаточно укрепить ее материально-техническую базу, и тогда не будет необходимости набирать новых сотрудников для исполнения ее функций. Выводы о том, как работает штрафная система, которую город «присвоил» себе, делать пока рано, у всех пилотных проектов поначалу есть недочеты, но со временем они выявляются и исправляются, отметил депутат.
Начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин считает, что платные парковки для столицы еще не привычны, а система контроля и наказания несовершенна. Зачастую нехватка парковочных мест или полное отсутствие парковки толкает автолюбителей на осознанное нарушение правил дорожного движения. «Что касается эвакуации и составления протоколов, то этим должны заниматься только аккредитованные государством органы, при этом необходимо сделать поправку на степень нарушения. Например, парковка, не повлекшая ухудшения дорожного движения, не должна приводить к эвакуации, а караться только административным штрафом», — отмечает Дмитрий Воеводин.
Наш корреспондент на один день сменил профессию и сел за баранку эвакуатора. Что из этого вышло, можно узнать из материала «Подотдел зачистки».