«Автостат» представил три сценария российского авторынка
Основным фактором, формирующим спрос на авторынке, является политический. Он оказывает непосредственное влияние на экономику, уровень жизни населения и настроения потребителей. К такому выводу пришли эксперты аналитического агентства «Автостат» и представили три сценария развития российского авторынка. Первый – сокращение его в пределах 30%. Этот сценарий можно считать оптимистичным, и возможен он в случае стабилизации политической обстановки, положительной динамики цен на нефть и прекращения дальнейшего снижения курса национальной валюты. В этом случае продажи новых легковых автомобилей до конца года могут составить порядка 1,64 млн штук.
Более вероятен сценарий, при котором политическая напряженность вокруг России сохранится еще на какое-то время, продлится действие санкций и продолжится волатильность на финансовых рынках. Все это приведет к ухудшению экономических показателей и снижению реальной покупательной способности населения. В этом случае российский авторынок в 2015 году может «просесть» на 40% — до 1,35 млн автомобилей.
Вероятен также и «шоковый» сценарий, предполагающий резкое падение авторынка – до 1 млн автомобилей. Показатели откатятся до значений начала двухтысячных годов. И хотя этот вариант развития событий маловероятен, тем не менее полностью сбрасывать его со счетов нельзя.
Что касается роста цен на автомобили, то он продолжится. Поскольку покупательная способность населения снижается, решение о покупке нового автомобиля откладывается во многих случаях на неопределенный срок. Соответственно, срок владения автотранспортными средствами, напротив, увеличивается в среднем на один-два года.
Аналитики «За рулем.РФ» отмечают, что в конце 2014 года и в начале 2015-го на рынке наблюдалась разнонаправленная политика ценообразования, которая во многом повлияла на рынок. Скачки курса валют породили ажиотажный спрос — люди скупали все подряд, не обращая внимания на цены. Многие дилеры хорошо «наварили» на допопциях. Зачастую, чтобы купить автомобиль, покупатель должен был заплатить от 70 тыс. руб. и выше за опции, которые установили дилеры на машину. Это стало одной из самых прибыльных статей дохода дилеров.
Некоторые компании механически повышали отпускные цены на автомобили, руководствуясь только курсом рубля, например, такие производители, как Opel, Chevrolet и Daewoo. Другие же производители, в основном корейские, заняли выжидательную политику, повышали цены часто, но понемногу. В конце концов стоимость автомобилей одного класса у разных производителей выровнялась. Если раньше цена кроссовера начиналась от 800 тыс. руб., то сейчас – от 1,1 млн рублей.
Продажи января 2015 года показали падение на 22%, но в действительности они значительно выше — около 30-35%. Такая разница вызвана отложенными продажами, когда деньги платили в декабре, а машины покупатели получали только в январе. Более точные тенденции рынка определятся по итогам февраля-марта. Но уже постепенно некоторые фирмы стали снижать цены, предлагать выгодные кредитные программы под 9% годовых.