Центробанк объявил новые тарифы ОСАГО, которые вступят в силу с 12 апреля
Сегодня Банк России окончательно определился с новыми тарифами «автогражданки». В среднем, цена полиса вырастет на 40%. Кроме того, в 11 субъектах РФ территориальный коэффициент (КТ) будет повышен, в 10 регионах и г. Байконуре — понижен.
Как нам пояснили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС), повышение тарифа связано, прежде всего, с троекратным ростом лимитов выплат «по жизни и здоровью» (со 160 до 500 тыс. руб.). Кроме этого, введение Единой методики расчета восстановительного ремонта транспортных средств значительно увеличило размер выплат по «железу». На изменение тарифа повлиял и рост стоимости автозапчастей. Рост выплат уже привел к тому, что многие страховые компании испытывают трудности в своей деятельности. Так, в регионах существуют проблемы с приобретением полиса ОСАГО. Тогда как этот вид страхования, согласно закону, должен быть доступен для всех автомобилистов.
Тариф ОСАГО уже повышался в октябре 2014 года на 23–30%. Это было связано с многократным увеличением размера выплат. Так, к примеру, если в ДТП пострадало несколько автомобилей, лимит выплат на всех составлял 160 тыс. рублей, сейчас же каждому потерпевшему может быть выплачена сумма в размере 400 тысяч.
По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, октябрьское увеличение тарифа было «съедено» инфляцией, и убыточность тут же поползла верх. «В трети регионах страны ОСАГО приносит колоссальные убытки, и мы надеемся, что решение регулятора поможет исправить ситуацию, позволит обеспечить доступность автострахования в каждом субъекте страны. По оценкам экспертов, экономистов и актуариев, повышение и должно было составить от 50 до 100%. Такой рост был неизбежен. Сейчас наша задача как объединения страховщиков – отследить, чтобы качество автострахования повысилось. Важно стабилизировать рост выплаченных компенсаций», — пояснил он.
Действительно, для автовладельцев важно, чтобы полис ОСАГО стоил не очень дорого и его можно было купить без различных дополнительных услуг. Опрос на нашем сайте показал, что многие автовладельцы согласны с удорожанием «автогражданки». При этом важно, чтобы выплаты производились быстро и в полном объеме, без проволочек и судебных тяжб. Примерно такую же картину показывают и социологические исследования. По словам Ольги Гореловой, генерального директора независимого исследовательского холдинга «РОМИР», 65% опрошенных считают, что повышение тарифа в апреле 2015 года давно анонсировалось и было ожидаемо. В целом, по сравнению с 2003 годом отношение 64% автовладельцев не изменилось вообще или изменилось в лучшую сторону. По мнению Евгения Яненко, заместителя директора Независимого актуарного информационно-аналитического центра, нужен пересмотр региональных коэффициентов, ведь есть такие регионы, в которых страховщики просто отказываются работать.
Территориальная разбивка позволила бы сбалансировать риски и обеспечила постоянное присутствие ОСАГО в регионах. Павел Самиев, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА», опасается, что повышение тарифов на 40-50% хватит на год-полтора для удержания нормального баланса рынка. По истечении этого срока необходимо будет провести повторный мониторинг состояния ОСАГО. Эксперт соглашается, что повышение тарифов может снять региональные проблемы для страховщиков.
Также немаловажную роль в оценке работы страховщиков автовладельцами играет порядок компенсации пострадавшим в ДТП. Заплатив немалые деньги за полис ОСАГО, автовладельцы рассчитывают получить адекватную услугу по возмещению ущерба. Хочется верить, что с введением Единой методики по определению стоимости восстановительного ремонта размер выплат будет достаточным для ремонта любого автомобиля.
Владимир Новиков, руководитель Гильдии актуариев, соглашается, что повышение тарифов страховщики должны использовать как шанс повысить число выплат и улучшить качество работы. «Но для этого Банк России должен заверить страховщиков, что изменение тарифов примет регулярный характер – как минимум раз в год, и постепенно будет вводиться свободное ценообразование, с контролем нижней границы во избежание демпинга», — говорит эксперт.
«За рулем.РФ» продолжит следить за развитием ситуации на рынке ОСАГО.