C 1 апреля на авторынке наступит «момент истины»
По итогам двух месяцев можно прогнозировать 40%-ное падение рынка автопродаж в 2015 году, отметила Татьяна Луковецкая. И это еще «оптимистичный» сценарий. С ней согласен директор практики по оказанию услуг автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко.
Татьяна Луковецкая поделилась наработками компании «Рольф», как автодилерам можно выжить в кризис. Так, с 2011 года «Рольф» стал работать с премиальными брендами. Оказалось, в условиях падающего рынка они наиболее устойчивы. Также раньше компания была зависима от одного бренда, теперь в ее стратегии заложено, что доля одного бренда не может составлять более 25% в портфеле компании. В массовых сегментах компания сделала ставку на бренды, которые имеют сборочные предприятия на территории Российской Федерации. И тут дело даже не столько в сборке, сколько в уровне локализации, позволяющем удерживать приемлемые цены на рынке. Также в прошлом году «Рольф» провел глобальную реструктуризацию холдинга, консолидировав деятельность компании в рамках четырех юридических лиц и т. д.
Стоит отметить, что такая стратегия позволила компании не только удержаться на плаву, но и нарастить продажи: в 2014 году ГК «Рольф» продала на 14,4% новых автомобилей больше (91 693), а также смогла на 27% увеличить выручку. Выросли и продажи автомобилей с пробегом — на 36,3%, до 24 674 штук.
Но «реальный рынок» в условиях кризиса начнется лишь во втором квартале 2015 года, это будет рынок с истинной маржинальностью. Прежние запасы дилеров будут истощены, начнутся закупки по новым ценам, и тогда станет ясно, кто на рынке сможет выжить. Скорее всего, март покажет сильное падение рынка, дальнейшая ситуация мало предсказуема, поскольку рынок живет «с большим количеством неопределенностей».
На пресс-конференции было отмечено, что никто не мог предположить ухода GM, но это произошло, точно так же нельзя сейчас точно сказать, сколько еще брендов покинут рынок. Вероятно, еще две-три некрупных автомобильных компании присоединятся к GM.
По мнению участников пресс-конференции, уход марки Opel и большинства моделей Chevrolet связан, прежде всего, с низким уровнем локализации. Это стало крупным стратегическим просчетом концерна GM. Но совсем иная политика, например, у компаний Renault, Hyundai, Kia – у них грамотно выстроенная стратегия, направленная на то, чтобы остаться на российском рынке.
Впрочем, недавно глава компании Opel Карл-Томас Нойман и сам объяснил, почему «бывший регион роста Россия», с его точки зрения, больше не может предложить никаких перспектив. Он отметил, что единственной действенной стратегией, направленной на избежание потерь, является высокая степень локализации. Если автомобиль собирается в стране продаж и все поставщики комплектующих находятся в России, в этом случае безразлично, что происходит с рублем. Однако по каким-то причинам по пути локализации компания не пошла, и это стало ее основным просчетом.