Sollers и Ford могут отказаться от сотрудничества в России
Группа Sollers в пятницу раскрыла свои финансовые результаты по МСФО за прошлый год – чистый убыток достиг 3,736 млрд рублей, что связано с получением убытка от участия в совместном предприятии с Ford Motor, в котором у каждой стороны по 50%, в размере 5,5 млрд рублей. Таким образом, Ford Motor также скатилась в прошлом году в убыток – компания получила на российском рынке отрицательный результат в 5,5 млрд рублей.
Стороны создали СП в 2011 году для сотрудничества в рамках соглашений о промышленной сборке. В совместную компанию тогда вошли производственные площадки во Всеволожске, Набережных Челнах и особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане. Ford Sollers занимается производством, импортом и продажами автомобилей Ford в России. Ранее планировалось, что совместная компания также будет собирать двигатели Ford по полному производственному циклу и вести научно-исследовательские и конструкторские работы.
Как следует из презентации Sollers, с которой ознакомился корреспондент «За рулем.РФ», по итогам 2013 года убыток СП Ford Sollers составил 319 млн рублей. Таким образом, в 2014 году он вырос в 34 раза, в том числе из-за резкого падения продаж автомобилей под маркой Ford после значительного роста цен, при этом выручка СП сократилась до 52,2 млрд рублей с 82,4 млрд годом ранее.
Sollers и Ford Motor 31 марта 2015 года договорились о контроле американской компании в российском СП. Американская компания вложит дополнительные средства в СП, но получит за это контрольный пакет акций в нем. Кроме того, стороны оценили стоимость сделки при выходе одной из компаний из состава СП минимум в 135 млн долларов, говорится в отчете Sollers.
Российская Sollers за участие в СП с Ford получает каждый год роялти, но их размер стороны не раскрывают. СП рассчитывало инвестировать в проекты 1,4 млрд долларов, в том числе за счет государственных инвестиций от ВЭБа в 39 млрд рублей, а к 2016 году занять 9% рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей, который оценивался в 3,7 млн штук. Однако по итогам трех месяцев 2015 года доля Ford в России упала до 1,3% с 2,9% годом ранее, а продажи рухнули на 71%, до 5 тыс. штук.
Ранее ряд экспертов, опрошенных «За рулем.РФ», не раз высказывали мнение, что Ford вслед за GM может покинуть российский рынок в основном из-за слабых продаж, а также по политическим причинам. Однако сама компания не комментирует данные сообщения и продолжает выпуск автомобилей даже во время забастовок рабочих – на этой неделе в Петербурге прошла официальная церемония запуска нового поколения Ford Mondeo, при этом эти автомобили уже можно было купить в автосалонах еще в марте. В планах — в середине года запуск нового поколения Ford Focus.