Авторынок России замер в ожидании снижения цен
Стабилизация курса рубля по отношению к иностранным валютам привела к тому, что некоторые потенциальные покупатели стали пересматривать сроки приобретения нового автомобиля. Покупатели и дилеры ждут снижения цен после значительного их скачка в прошлые месяцы.
Директор по развитию группы компаний Genser Андрей Блохин отметил, что для дилеров это плохая тенденция. По его словам, ранее потребители привыкали к новым ценам на автомобили, а сейчас ждут их снижения. «Потребитель в ожидании, что будет дальше», – сказал он. При этом дилер фиксирует рост маржинальности из-за увеличения средней стоимости нового автомобиля. По расчетам г-на Блохина, евро по отношению к рублю вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 18%, в то время как цены на некоторые модели новых автомобилей подскочили на все 40%.
С топ-менеджером Genser согласна и генеральный директор группы компаний «СЛК Моторс» (г. Новосибирск) Наталья Жданова. В апреле ее компания прогнозирует значительное падение продаж. Г-жа Жданова отметила, что в последние дни продажи постепенно начали оживать, в то время как в первые десять дней апреля все замерло. «Это логично, ведь люди ждут: что-то должно произойти», – сказала она в ходе дискуссии на конференции РОАД.
Вице-президент РОАД и член совета директоров ГК «Блок Роско» (г. Иваново) Олег Мосеев поддерживает коллег в том, что в ближайшее время нельзя ждать стабильности на авторынке. По его мнению, дилеров ждут самые тяжелые времена. «Второй квартал будет хуже, чем первый. Самое тяжелое еще впереди», – сказал он, комментируя прогнозы по работе дилерских центров в России.
Буддийские монахи и кофейная гуща
Вице-президент РОАД и глава RTDService Андрей Петренко сравнил дилеров с буддистами. «Раньше у нас были планы на год, потом на месяц, теперь на день, как у буддийских монахов», – сказал он, добавив, что дилерам не хватает информации для принятия решений. Это приводит к тому, что эффективность бизнеса снижается и рынок ждут массовые банкротства.
Председатель совета директоров казанской группы «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев также отметил, что перспектива второго квартала для дилеров «непонятна».
«Ситуация непонятная – самое неприятное, что может быть для бизнеса», – сказал он, добавив, что впервые у дилера нет стратегии и бизнес-плана из-за того, что ситуация на рынке постоянно меняется. Он сравнил составление плана с гаданием на кофейной гуще.
Никто не знал и не думал, что рубль будет укрепляться, пояснил топ-менеджер. Также он сообщил, что некоторые граждане скупали автомобили в декабре с целью впоследствии продать дороже. «Дезориентированы дилеры, автопроизводители и потребители, которые купили машину впрок в декабре и теперь не знают, как от нее избавиться», – добавил господин Зубарев. И тут же признал, что доходность бизнеса у отечественных автодилеров выше, чем у европейских. По его оценкам, для зарабатывания денег сейчас необходимо менять модель: развивать послепродажное обслуживание, сбыт подержанных автомобилей и запчастей.
Акции и льготы
Гендиректор ГК «Рольф» Татьяна Луковецкая в ходе обсуждения отметила, что некоторые производители благодаря укреплению рубля уже разработали для некоторых моделей специальные акции по снижению цен. Она пояснила, что среди таких компаний – Ford, Mercedes-Benz, Audi, однако добавила, что по многим маркам «цены не двинулись», так как автомобили были закуплены по высокому курсу. Основным фактором роста продаж будет спокойствие потребителя. «Нужно быть оптимистами и хотеть мира», – сказала г-жа Луковецкая. По данным «Рольфа», с введением льготного кредитования начала расти доля продаж автомобилей с использованием заемных средств.
Глава РОАД и вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков, комментируя тему льготного кредитования, напомнил, что ассоциация предлагала повысить цену автомобиля для участия в госпрограмме до 1,25 млн руб. (сейчас сумма ограничена 1 млн руб.), что, возможно, позволит сократить темпы падения продаж в этом году.
Основной проблемой среди дилеров является переизбыток площадей, считает председатель совета директоров ГК «Модус» Андрей Лещенко. С ним солидарен и главный редактор «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов. В зоне риска находятся около 400 дилерских центров. Господин Баранов спрогнозировал, что ситуация с плохими продажами новых автомобилей приведет к укрупнению сильных игроков рынка и закрытию избыточных площадей, рассчитанных на общие продажи до 4 млн автомобилей в год. Падение продаж повлияет и на увеличение срока окупаемости дилерских центров: если раньше он составлял 7-8 лет, то теперь – более 10 лет. «Модель дилерской компании меняется. Будет расти бизнес по автомобилям с пробегом и послепродажному обслуживанию», – сказал он.
Ранее сообщалось, что российские автодилеры начали череду банкротств. Эта тенденция, по прогнозам экспертов, может принять массовый характер. Количество автосалонов в стране – по состоянию на декабрь прошлого года оно составляло почти четыре тысячи – может сократиться в 2015 году на 20-25%.