Эксперты объяснили, почему россияне перестали покупать автомобили
Как отмечает исполнительный директор OMD MD | PHD Group Ольга Шигорина, нынешний кризис 2014-2015 годов отличается от предыдущих своей природой и является следствием выбора модели отечественной экономики, которая основана на освоении сырьевой ренты и недостаточности усилий в области диверсификации. Взаимные санкции между Россией и странами Запада, а также падение цен на нефть на 45%, произошедшее во второй половине 2014 года, лишь усилили кризисные процессы.
В кризис потребители, в первую очередь, откладывают дорогостоящие покупки, что еще раз подтверждают результаты исследования, проведенного компанией.
Почти половина опрошенных отметили, что перенесли запланированную ранее покупку или вовсе отказались от приобретения товаров длительного пользования. От покупки недвижимости отказались 56% опрошенных в разных регионах России, автомобилей – 55%, мебели – 47%, крупной бытовой и аудио/видеотехники и электроники – 46%. Причем покупать машину в кризис не стали 63% опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга (это на 14% больше, чем в регионах). В городах-миллионниках прослеживается другая тенденция – люди начали продавать автомобили, в чем призналось 6% респондентов (в Москве и Санкт-Петербурге – 0%).
Обвал курса рубля в декабре 2014 года вызвал всплеск спроса на автомобили – люди пытались таким образом спасти свои накопления или успеть купить машину по старым ценам. Поэтому декабрь был закрыт «в плюсе», но он стал последним месяцем, когда рынок демонстрировал положительную динамику.
Уже в январе потребители вошли в стадию «группировки», то есть в режим максимальной экономии. Отложены все крупные покупки (недвижимость, автомобиль, мебель), сокращены расходы даже на товары повседневного спроса.
Как отмечают аналитики компании, это связано не только с сокращением доходов и тем, что сложнее стало получить кредит, но и с психологией потребителей – многие сейчас предпочитают не тратить деньги, обеспечив себе «подушку безопасности» на случай ухудшения ситуации, в том числе на случай потери работы. 39% допускают вероятность этого для себя в ближайший год.
В январе 48% потребителей заявили, что отложили запланированную покупку автомобиля на неопределенный срок. В феврале таких было уже 55%, а в марте – 57%.
Относительно новых моделей поведения – только 31% в первом квартале признались, что осуществили запланированное, 5% приобрели машины более дешевых брендов/моделей, чем планировали, 4% купили в более дешевом месте.
В первом квартале 2015 года 22% опрошенных сократили расходы на бензин, а 4% вовсе отказались от поездок из экономии. Однако, большинство (52%) заявило, что расходы на бензин остались неизменными. Дело в том, что бензин, как и коммунальные платежи, а также расходы на интернет и мобильную связь потребители относят к обязательным платежам и экономят на этих статьях меньше всего.
Учитывая глубину и системность процессов, спровоцировавших нынешний кризис, можно смело говорить, что он не будет преодолен так же быстро, как кризисы 1998 и 2008 годов. До возврата к привычному потреблению пройдет как минимум 2-3 года, в течение которых игрокам рынка придется максимально адаптировать свой бизнес, а именно ассортимент и ценовую политику.
Задача компаний, в том числе и автомобильных, в этот период постараться остаться на рынке, иначе обесценятся все усилия и вложенные до кризиса инвестиции. Свою позицию на рынке компания может потерять в кратчайшие сроки, а на ее восстановление могут уйти годы. Вероятно, этот нелегкий сценарий взял за основу концерн GM.
Напомним, самый существенный спад автопродаж произошел в марте этого года, рынок рухнул сразу на 42,5%. У большинства экспертов есть опасения, что апрель покажет более существенный результат падения – от 47% до 50%.