Дилеры заговорили о потребительском пессимизме
В апреле на учет в органах ГИБДД было поставлено 110 620 автомобилей, что на 50% меньше, чем в апреле 2014 года. Различие со статистикой Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), согласно которой в апреле было реализовано 132 456 автомобилей (падение к 2014 году — 41,5%), объясняется различием методики сбора информации. Аналитика АЕБ основывается на базе отчетности, предоставляемой автоконцернами. В данном случае статистика ГИБДД более объективная: расхождение в 21 836 автомобилей говорит об автомобилях, показанных дилерами как реализованные, но в реальности клиентам не выданных. Из этого количества следует вычесть 1000-1500 машин, приобретенных гражданами стран СНГ (следовательно, не зафиксированных в органах ГИБДД РФ).
Продажи автомобилей с пробегом по итогам апреля также сократились почти на 30% – до 412 тысяч штук. Все игроки в топ-10 марок показали снижение в среднем на 25-35%.
В РОАД считают, что снижение продаж автомобилей с пробегом связано с общей экономической ситуацией и отражает текущий уровень потребительского пессимизма. Тем не менее рынок автомобилей с пробегом остается перспективным, и РОАД планирует запустить ряд проектов, которые повысят привлекательность продаж автомобилей с пробегом через официальные дилерские центры.
На основании данных, полученных из дилерских компаний, тенденция на май сохраняется негативной. Продажи в текущем месяце будут хуже апрельских 2015 года и майских 2014 года.
Но есть и позитивные сдвиги. Рынок в ближайшие месяцы может стабилизироваться за счет программы льготного автокредитования и госпрограммы поддержки лизинга для физлиц. Последняя только начинает набирать обороты. По мнению РОАД, лизинговым компаниям и автодилерам следует лучше информировать клиентов, разъясняя преимущества нового финансового инструмента. Позитивным фактором следует признать и снижение Центробанком ключевой ставки до 12,5%, однако дальнейшее снижение ставки до 10% существенно улучшило бы ситуацию, полагают в ассоциации.
Обвал рубля в конце прошлого года привлек в российские автосалоны большое число покупателей из Казахстана и Белоруссии. И хотя поток этот уже давно схлынул, дилеры соседних стран бьют тревогу: похоже, местные автомобилисты закупили машины впрок и в салоны «родных» дилеров теперь не торопятся. Подробнее об этом в материале «Шопинг по-соседски».