Ралли-рейды: Минин, Пожарский и… Сталкер
Если гонка невелика – это не значит, что она не интересна.
Мы побывали на этапе Кубка России по ралли-рейдам в Нижнем Новгороде. Гонка, казалось бы – небольшая. Но, на самом деле – она оказалась показательной в столь многих смыслах, что вполне заслужила подробного и детального рассказа.
«Значит так… Доезжаем до деревни Гнилицкие Дворики, поворачиваем направо. Будет указатель – «Полигон ТБО», туда не поворачиваем. Если совсем прямо – то через пяток километров в районе ЛЭП, точнее прямо под ней – будет начало и финиш дистанции. Прислушайся к гулу ЛЭП – по нему найдешь нужное место. А если не прямо, а за «полигоном» вскоре налево, то мимо свалки химотходов проезжаешь, потом нужно будет немного прогуляться пешком мимо болот, и как начнётся выжженный лес – увидишь искомое…». Нет, это не задание апокалиптического квеста и не сценарий римейка «Сталкера». В таких «жизнеутверждающих» выражениях можно было рассказывать схему проезда до трассы «Бахи G-Energy Cup 2015», известной так же, как «Баха Нижний Новгород» - третьего этапа Кубка России по ралли-рейдам. После прошедшего в первый день эффектного старта – на исторической Площади Минина и Пожарского в центре старого города, с музыкой, показательными заездами исторических мотоциклов, конкурсами для зрителей, фотосессией спортсменов с детишками и воздушными шариками и прочими атрибутами праздника – такое зловещее напутствие казалось весьма контрастным. Даже гуляя по песчаной косе вдоль нижегородского гребного канала, где вот-вот после того самого торжественного старта должен был начаться короткий четырёхкилометровый «пролог» гонки – из всего «апокалиптического» думалось разве что о том, насколько наш народ любит изрядно загадить даже самые красивые места отдыха. Ведь вокруг такие прекрасные виды, разнообразная природа, слияние великих рек Оки и Волги в конце концов.
Пусть участников на гонку заявилось совсем немного – десяток автомобилей да два десятка мотоциклистов – но таковы реалии современного российского рейдового Кубка. Серии достаточно доступной и демократичной, но излишне большим «спросом» у участников сейчас не пользующейся. Команды побогаче ушли в куда более дорогой Чемпионат, почти вымерли «боевые» УАЗики и «Нивы» (ну те, которым нынче оставили вместо культового имени лишь «Лада 4х4»). Не самые легкие времена у серии, хотя объективных предпосылок к этому вроде нет. Готовить «кубковую» технику – вовсе не сложно, бюджеты на участие невелики, а организаторы в разных местах стараются проводить такие соревнования, чтобы собирались местные энтузиасты. С энтузиастами-то оффроуда в стране вроде тоже как всё в порядке (и в этом, кстати, мы убедились во второй день, болтая в лесу с приехавшими на трассу болельщиками). Почему? Мало рекламы? Да, жалобы на это есть от тех же зрителей. Мало организованности? Но представительства Автомобильной Федерации есть во многих городах. Мало популярен «оффроудный» спорт? Ну, расскажите это сотням тысяч болельщиков, что ежегодно зависают у телеэкранов, следя за драматургией очередного «Дакара». Мало доступны соревнования? Но придумать что-то «демократичнее» и удобнее нынешнего кубкового формата – объективно сложно. Скорее всего – много небольших «мало» слились в один момент в общее снижение интереса. И как раз такие гонки, какой получилась в этом году «Баха G-Energy Cup» - и призваны переламывать ситуацию, этот интерес возвращать. Ведь что ни говори, а именно оффроуд, причем в динамичном его варианте ралли-рейдов – и имеет все шансы быть у нас куда более «народным» видом спорта, чем элитное «кольцо» или даже «обычные» ралли, куда более дорогие и требовательные и к людям, и к технике. Скажу страшное: это даже более доступные соревнования, чем модный ныне дрифт с его «заряженными» по самое не балуй турбо- и атмосферными монстрами, хитрыми технологиями и десятками сожженных недешёвых покрышек. Или рассчитанные совсем уже на отдельный мир оффроудных экстремалов трофи-рейды. Про дрэг-рейсинг, где нынче мощности переваливают полтысячи «лошадок» под капотом уже даже не «в порядке вещей», а так, «на бедность» – и говорить нечего.
Появление в последние сезоны у ралли-рейдовых соревнований генерального спонсора в лице бренда масел G-Energy действительно может переломить ситуацию. Это – не упоминание ради рекламы, ключевое слово здесь – «генеральный». Была сделана действительно правильная вещь: единые («генеральные») спонсоры и промоутеры начали поддерживать не только «топовый» чемпионат, где – в кого ни ткни пальцем – попадешь в участника «Дакара» или «Африки рэйс». Взялись и за демократичный и непафосный Кубок. Со всем тем же инструментарием, что и в «высшей лиге»: привлечением прессы, красивыми церемониями стартов в интересных и публичных местах, медиаподдержкой, стильным оформлением. И у этого, не самого представительного (как мы уже заметили) этапа – не сильно оказались «трубы пониже, да дым пожиже», чем у одной из самых крутых гонок в чемпионате «Золото Кагана», стартовавшей месяц назад тоже от стен кремля – правда, Астраханского. Разве что «Лис пустыни» Шлессер с презентацией своей Africa Eco Race не приехал в Нижний. Зато не могла не уделить внимание своей «домашней» гонке команда «ГАЗ Рейд Спорт», основную ставку делающая на Чемпионат и уже не особо скрывающая «дальний прицел» на международный уровень. Здесь они выставили и две свои «ГАЗели Next» - основное «оружие», и даже грузовик «Садко Next». Слово «даже» - не признак сенсации, в Кубке-то «грузового» зачета нет! Так стартовал он вне зачёта – просто чтобы продемонстрировать свои возможности, дать лишний шанс потренироваться пилоту (об этом чуть позже) и порадовать гостей, приглашенных на гонку. То есть – так, как и принято во всём мировом автоспорте: действо не только для себя, но и для зрителей, для всех тех, кому не безразлично. Конечно, раскачать «остальной» народ и вернуть внимание – дело не одного дня и даже не одного года, но направление взято верное.
Пролог по неожиданно рыхлому и вязкому песку… Множество дорожек, тропок и колей на этой, казалось бы, небольшой территории – впечатляет. Ограничительные ленточки маршрут не подсказывают, они натянуты по минимуму: для предупреждения зрителей (или просто гуляющих), для разделения движения во встречном направлении (ведь автомобили доходят до дальней точки трассы, разворачиваются – и движутся обратно) и для того, чтобы… не рухнуть с откоса. Да, часть пролога проходит почти по самому берегу, и в этих местах есть очень коварные повороты, в которых можно промахнуться и соскользнуть вниз, к реке. Но главная сложность – всё-таки постоянное лавирование между деревьями. Пейзаж действительно интересный, и ехать нужно не только быстро, но и очень «с головой». Даже на этом коротком отрезке не обошлось без «откапываний» из коварного песка и без характерных звуков ломающегося сухого дерева, неудачно «перебежавшего дорогу». Или это был звук трескающегося бампера?
Как ни удивительно, но на этих узких дорожках лучше всего проявили себя самые крупные из участвующих в гонке автомобилей – ГАЗели Next. Первое время у экипажа Александра Кострукова, третье – у экипажа его брата-близнеца, Михаила. Это уже не просто опытные спортсмены. Александр – действующий чемпион России (за счёт чего и вынужден был на эту гонку сменить штурмана – чемпионскому экипажу ехать в обычном составе на кубковом этапе не положено). За плечами Михаила – не один «длинный» рейд. Уже не говоря о том, что оба давно блистают в кроссе. Между братьями «вклинился» Богдан Вавренюк на мощном и легком «прототипе» УАЗ Cargo.
И вот – второй день. На самом деле, той самой заветной точкой в конце «апокалиптического маршрута» был брод. Нетипичное препятствие для этой трассы. В основном она идет по лесу, по песчаному грунтовому покрытию, которое обещает немалое количество пыли на более-менее открытых местах. Насколько узкой и закрученной будет трасса – стало понятно сразу. Буквально несколько сантиметров промаха – и велик риск напороться на острый пенек, торчащий сук от поваленного дерева, пробить колесо. Перепады высот невелики, но происходят постоянно. И – подбросы, кочки, «волны»… Подвескам придется поработать вовсю!
Обнаружили мы по пути и еще один брод, в итоге… оказавшийся даже интереснее изначально планировавшегося. Туда и решили поспешить на второй круг. Ведь кубковая «баха» - очень компактна. Три круга по 70 километров, короткие десятиминутные заезды на сервис между ними для экипажей. Организаторы ожидали среднюю скорость примерно 60 км/ч, по меркам нынешних ралли-рейдов это не так и быстро. Но в реальности участники тратили почти на четверть больше времени, чем планировалось – настолько сложна и технична оказалась трасса. Вавренюк, видимо сильно вдохновлённый победой наших хоккеистов над американцами накануне (про 1:6 и постыдный уход с поля под звуки канадского гимна тогда никто ещё и подумать не мог) – рванул вперед как ужаленный! На такой трассе его шансы перед немаленькими «ГАЗелями» заметно усиливались. И обошел-таки Александра Кострукова достаточно быстро. Опять же – несмотря на немногочисленность участников – «упирались» все. Тяжёлая «серийная» Toyota LC200 Игоря Гутинского, та, что накануне достаточно беспомощно занималась «заготовкой дров» - сейчас шла уверенно и напористо. Отлично смотрелись и юркая «Нива» Виктора Сандыбаева, и УАЗик Ивана Паристого с «камуфляжным» тентом. А уж что говорить о диковинном «американском» багги белоруса Сергея Сухорукова, которое в протоколах было записано «Range Rover TomCat», при этом гордо светило шильдиком Toyota, а на самом деле – являлось заднеприводным прототипом из числа тех, что гоняются в «пустынных» гонках в США. С такими ходами подвески и рыком двигателя не впечатлить зрителя невозможно! Кстати – на такой ухабистой трассе именно подобная подвеска давала колоссальное преимущество, и экипаж этим не преминул воспользоваться в итоге.
Ну а в завершении быстро растянувшегося каравана участников проследовал тот самый «Садко Next 4x4» под управлением Болеслава Левицкого. Уж ему-то тут было сложнее всех – потому и поставили «нулевого» позади основного канала, а не впереди, как обычно. Чтобы не возникло помехи быстрым лидерам. К тому же для Болеслава это был первый старт за рулём нового поколения автомобиля – для него вскоре будет построена такая же машина. А пока он привыкал, и после финиша круга – о многом рассказывал инженерам и механикам. Ведь спортивный автомобиль «подгоняется» под пилота как удобная одежда. И если «гражданские» водители, без сомнения, оценят простор новой кабины – то в гонке нужно, чтобы было не «просто» много места, а именно столько, сколько нужно. Положение педального узла, установку фальшпола, наклон спортивного сиденья – всё это нужно примерять. И этот «демонстрационный» заезд во многом помог команде. Кстати, к новой коробке передач, которая имеет «половинки» ступеней – Болеслав приспособился только на втором круге. Сначала было непривычно – а потом оценил удобство и поехал намного увереннее.
Пока одни автомобили находятся на сервисе, другие – уже снова на круге. Сергей Сухоруков реализует возможности своего автомобиля и рвется ко второй позиции, тесня Александра Кострукова. А вот Михаилу Кострукову не везёт: на одной из многочисленных кочек обрывает подшипник кардана передней оси, и «ГАЗель» становится «моноприводной». Но даже не это самое страшное. Слишком много времени ушло на ремонт в пути – а норматив времени жёсткий. Экипаж опаздывает, и скорее всего, будет снят. Но решение о снятии – в компетенции спортивных комиссаров, так что на трассу Михаил и его штурман Олег Нежнов отправляются снова всё равно, пусть, скорее всего – уже и в тренировочном режиме. И едут просто здорово, несмотря на «заднеприводность». Уже на первом круге они показали достаточно мощное прохождение одного из бродов, того что пошире. При этом единственным «пострадавшим» оказался мобильный телефон Олега, вскоре после старта выскользнувший из своего крепления и валявшийся на полу. Его залило водой, пробившейся в салон и в итоге – ожил аппарат только после финиша, и хорошо еще, что ожил вообще. Теперь же терять нечего, а штурмовать брод, когда нет переднего привода – приходится и вовсе «с разгона». Зрителям достается впечатляющее зрелище и изрядное море брызг. На заключительном проходе напор воды даже выгибает капот «ГАЗели Next» обиженным такой бесцеремонностью «домиком».
Зрителей, кстати, не очень много, но те, кто есть – недоумевают: почему так мало было предстартовой информации. И им трудно объяснить, что создается такой «информационный голод» отчасти сознательно. Трассу рейда полностью «перекрыть» невозможно, об этом постоянно напоминают участникам и организаторы. И сейчас основной акцент сделан именно на различные виды «удаленных» трансляций. Информации в интернете – море, было бы желание найти. На трассе работают отлично оснащенные видеооператоры, традиционно делается большое количество видеороликов с самыми яркими моментами. Уже не говоря о фотографиях. Более того – находясь на спецучастке можно получать информацию из сервисного парка практически в реальном времени. Да, это неофициальная (в плане «спортивных формальностей») информация, но следить за гонкой она помогает. Поэтому зрителей приглашают только в специально подготовленные зрительские зоны, где можно обеспечить достаточный уровень безопасности. А в «глубину» трассы попадают только самые настойчивые. Но такие, как правило, и наиболее хорошо подготовлены, под колёса по глупости не полезут и дорогу спортсменам своим «раскорячившимся» в трудном месте автомобилем не перекроют.
Зато в сервисном парке, пусть он на этот раз и крохотный – кипит жизнь. Кстати, и старт и финиш зачетного круга тут же рядом, так что желающие могут прогуляться совсем немного и посмотреть на трассу, на «боевые» скорости. А здесь - особенно выделяются (помимо многочисленных автомобилей обеспечения – от пожарных и МЧС до тяжелых джипов-эвакуаторов) два ярких пятна. Палатка организаторов, выполняющая и обязанности мобильного пресс-центра, и лагерь команды «ГАЗ Рейд Спорт». Он «ограждён» новенькими нарядными «тяжелыми техничками» на базе самых современных и нарядно оформленных моделей грузовиков ГАЗ и флагами партнеров команды. Cummins, Michelin, Eaton – это не просто рекламодатели, их продукция реально используется на спортивных автомобилях. И, конечно, TOTAL. Почему «конечно»? Просто здесь существует определённый «конфликт интересов»: вся серия спонсируется, как мы помним – российским «масляным» брендом G-Energy, а у команды партнер – французская марка. Так что находятся постоянно компромиссные решения, чтобы реклама одних не сильно перебивала других, и наоборот. Тоже маленькие тонкости маленького сервис-парка.
Сюда же приглашены и гости команды – представители завода. Где, как не в тридцати километрах от Нижнего, им выпадет такая удачная возможность посмотреть спортивную технику ГАЗа не на фото или видео, а «живьем». Посмотреть на то, как работают в самых тяжелых условиях и серийные узлы, и специальные спортивные решения. За одни – погордиться, на вторые – взглянуть, может, заинтересует что-то в практическом плане. Это не шутка: обратная связь у команды с инженерами и технологами серийных машин налажена. Заводчане приехали с семьями и детьми, так что «посмотреть на гонки» может и будущее поколение автостроителей. Кстати, и приехали они – на «Соболях» и «ГАЗелях»-автобусах: в отличной комплектации, с комфортными салонами, кондиционерами и тонированными стеклами, выкрашенных, и «вылизанных» так, что не стыдно в один ряд с «люксовыми» микроавтобусами-иномарками. Тоже «выставка достижений»!
В организаторской палатке уже всё приготовлено для встречи гонщиков на финише. Пресс-служба заранее попросила всех журналистов и фотографов рассчитать графики своих перемещений так, чтобы вернуться с трассы в «базовый лагерь» именно к концу заездов. Блиц-интервью с еще не отдышавшимися после нескольких часов прыжков и подбросов экипажами, хлеб-соль из рук нижегородских красавиц, фотосессия…
Вот и примчались на финиш победители – экипаж Богдана Вавренюка, с самого старта задавший сегодня тон. Вырвал-таки «серебро» Сергей Сухоруков, но на такой трассе и «бронза» Александра Кострукова на его большом автомобиле – вполне достойный результат! Небольшая сенсация – четвертое место Игоря Гутинского и Антона Плетенёва: их «серийной» Toyota тут тоже было тесновато, да и опыт у пилота не самый большой – но прорвались-таки вперёд, справились и стали лучшими в своём зачёте. Виктор Сандыбаев и Максим Трофимов хорошо известны – они умеют ехать на своей лёгкой «Ниве» очень напористо и быстро. И на этот раз их награда – «серебро» зачёта Национальный. А «бронза» в нём – у УАЗика Ивана Паристого и Владимира Марзалюка.
Сервисный парк пустеет. Теперь вся активность вновь перемещается обратно, на гору у слияния Оки и Волги, где расположился ставший для гонки домом отель «Азимут». Здесь и награждение, и итоговая пресс-конференция. Так много всего – и всё это за обычный уик-энд, субботу и воскресенье. Ведь завтра большинство участников и тех, кто помогал делать эту гонку – выйдут на работу. Такова суть коротких «кубковых» гонок – формат их подразумевает минимум затрат времени, в первую очередь для участников.
Уезжаем и мы. Маленькая гонка, всего 10 «автомобильных» экипажей на старте. Почему такой подробный рассказ? А вот именно потому! Будь это какая-нибудь «пятидневка», вроде предстоящей летом «Великой степи» от Элисты до Астрахани, или «выездной» этап, каким будет ближайший в чемпионате (он состоится в белорусском Полоцке) – в нюансах можно было бы утонуть непосвященному. А компактная гонка в Нижнем Новгороде – стала своеобразной «масштабной моделью». Здесь было практически всё, что и на больших стартах, только в понятных, наглядных и осязаемых масштабах. Именно поэтому и кажется, что Кубок России сейчас – всё-таки очень сильно недооценен участниками, зрителями, а главное – потенциальными участниками. Он действительно доступен, действительно удобен. Более того – настало, похоже, время говорить и о том, что проводятся эти соревнования на вполне достойном уровне. Как «входной билет» в мир внедорожных гонок такие соревнования сейчас выглядят практически идеальным решением.