Дрифт: Никита Шиков покорил Сочи Автодром
Видео прохождения поворота Омега пока что размещено только на сайте Red Bull.
Эффектно, красиво, захватывающе. Но как сложно было реализовать задуманное?
Никита Шиков: «У меня, как гонщика, была мечта протестировать Сочи Автодром. Ведь в России нет круче трассы, чем та, что принимает российский этап Формулы 1. И сделать это я хотел именно за рулем своего гоночного автомобиля. Конечно, проект (прохождение поворота №3 в заносе) сложился только при поддержке Red Bull и с разрешения Сочи Автодрома.
Поворот №3 (его еще называют «Омега» за схожесть по конфигурации с греческой буквой) считается самым скоростным среди формульных трасс. Кроме того, это затяжной левый поворот с отрицательным уклоном. Из-за действия центробежной силы машину все время стаскивает на внешний радиус. Здесь все гонщики, все кольцевики, едут на грани заноса, и те, кто эту грань переходят, оказываются, как правило, в стене, потому что полотно здесь довольно узкое, а бетонные стены есть справа и слева. Поворот еще называют «убийцей моторов». Огромное количество двигателей «умерло» в конце него, пытаясь его пройти. Потому что центробежная сила очень большая, и масло просто сносит из картера и из-за масляного голодания двигатели просто «умирают» в таких режимах».
На каком автомобиле Никита проходил поворот?
Никита Шиков: «Чтобы получить весь кайф от формульной трассы, ее надо проходить на соответствующей машине. В этом сезоне у меня новый гоночный автомобиль – Toyota GT 86, которую я называю RocketBull. Это уникальная машина, которая построена в мастерской HGK Motorsport в Риге. Полтора года мы строили ее, но результат превзошел все ожидания – машина получилась крайне технологичной и очень высокоуровневой. Тут установлен двигатель 2jz-gte от Toyota Supra мощностью 850 лошадиных сил, крутящий момент более 950 Н-м, кулачковая коробка передач, гоночный редуктор и все возможные ухищрения, позволяющие максимально быстро и круто ехать боком».
Как шла подготовка?
Никита Шиков: «За несколько недель до реализации проекта мы впервые посетили трассу и проехали ее на обычной машине. Тогда лил дождь и были не самые лучшие условия для тестирования, но именно тогда я и прочувствовал все особенности конфигурации. Когда мы уже приехали с RocketBull для реализации проекта, конечно, я пару раз проехал по трассе, прошел пешком и прикинул траекторию прохождения поворота №3.
У меня не было никаких специальных тренировок – цель была в том, чтобы с первого раза пройти весь поворот. Да, была возможность протестировать машину на других участках трассы, но поворот № 3 – совсем другая тема. Это я понял, когда решил пройти его именно в заносе. Не с первого раза мне это удалось, потому что, когда я выехал на него в первый раз, то никак не мог сорвать машину в занос – она все время пыталась ехать прямо. Я бил по сцеплению, я срывал ее, но как только она чуть прогревала шины, буквально проехав 100 метров, цеплялась и ехала вперед с дикой скоростью.
Поэтому мы оперативно внесли несколько поправок, которые позволили нам это сделать. Мы изменили настройки подвески – пришлось полностью затянуть ее. Мы сняли антикрыло, потому что оно прижимало машину так сильно, что не давало на такой скорости задней части скользить, и перекачали шины. И как только мы сделали все эти три момента, мне удалось первый раз проехать на ней весь этот поворот боком. Скорость вращения колес в этот момент составляла более 260 км/ч, то есть я ехал в отсечке, на 4 передаче, на прямой передаче, и быстрее уже не мог.
Это было потрясающе эмоционально, потому что в тот момент и так узкий поворот сузился до какого-то маленького коридора! Я ехал и понимал, что на четвертой передаче, в отсечке, машина на предельных режимах работает. Очень переживал за нагрузку на мотор, на трансмиссию и на все, но при этом получал совершенно особенное удовольствие. До этого я не управлял машиной на такой скорости в заносе и так долго, и могу сказать, что все совершенно по-другому, я просто пересмотрел свое отношение к дрифту. Цена любого движения просто огромная, и это можно было прочувствовать только здесь, на Сочи Автодроме».