Автошколы обяжут принимать на обучение инвалидов
Изменить условия лицензирования автошкол предлагают председатель комиссии Общественной палаты России по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак и председатель комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая. Свое видение ситуации они изложили в письме, направленном вице-премьеру Ольге Голодец.
Люди с ограниченными возможностями жалуются в Общественную палату, что автошколы отказываются принимать их на учебу. По нынешним правилам автошколы могут получить лицензию только в том случае, если они предоставят «специальные условия» людям с ограниченными возможностями здоровья. Но в реальности учебные учреждения стараются это требование обойти. Поэтому Общественная палата, пишет газета «Известия», предлагает четко прописать эти «специальные условия», то есть сколько именно подготовленных автомобилей и технических средств для обучения инвалидов должна иметь каждая автошкола. Кроме того, предлагается оговорить в нормативных актах, что люди с ограниченными возможностями должны обучаться на площадках рядом с местом проживания.
Председатель правления Гильдии автошкол Сергей Лобарев отмечает, что принятие непродуманных решений принесло проблемы не только инвалидам, но и самим автошколам. Он полагает, что для людей с ограниченными возможностями следует создавать специализированные автошколы, где с ними будут работать индивидуально, уделяя больше времени каждому ученику. Под каждый вид заболевания можно разработать специальные адаптивные программы, и заниматься этим должны специалисты. Только тогда люди с ограниченными возможностями смогут получить необходимые знания и навыки и стать полноправными участниками дорожного движения. Он привел пример, когда занятия по теории и изучению ПДД в классе с 30 учащимися попросту срываются из-за присутствия двух слабослышащих людей, которым сурдопереводчик или педагог вынужден по нескольку раз повторять фразы. В итоге страдают остальные учащиеся, поэтому автошколы находят различные предлоги, чтобы отказать в обучении людям с ограниченными возможностями.
Он напоминает, что после реформы автошкол выжила лишь половина учреждений. Из них лишь 5% способны не формально, а добросовестно обучать инвалидов, но только 1% берутся за это. Если из-за требований по инвалидам будут приостанавливать лицензии автошкол, то в конце концов их останется совсем мало. Сейчас в список требований к учебным учреждениям входит обязательное наличие пандусов, поручней, туалетов и помостов для инвалидов. Но все это по большей части остается невостребованным, так как, например, в Москве в 150 автошколах в год проходит обучение не более 60 человек с ограниченными возможностями. Но если открыть специализированные автошколы, то, по мнению Лобарева, число желающих обучаться увеличилось бы.
В результате реформ больше половины действующих автошкол оказались на грани закрытия. Стоит ли паниковать по этому поводу? В этом вопросе разбирался наш корреспондент.