Формула Е: будущее у стен Кремля
Гоночный заезд, взявший старт через несколько часов после квалификационных сессий, подарил зрителям достаточно плотную борьбу, несколько столкновений, знакомый еще по Формуле 1 «паровозик Трулли» и пересмотр тройки призеров уже после финиша.
Московская трасса оказалась достаточно узкой для обгонов, поэтому основная часть обмена позициями происходила в первом, втором и одиннадцатом поворотах. Некоторую интригу внесла «эска», которую пилоты несколько раз срезали. Стартовавший с поул-позиции Жан-Эрик Вернь (Andretti) утратил свое лидерство еще в начале заезда: уже в первом повороте впереди него оказался Нельсон Пике-мл. (Nextev TCR). За тридцать пять кругов бразилец сохранил первую позицию и поднялся на верхнюю ступень подиума. Компанию на пьедестале ему составили Себастьен Буэми (E.DAMS – Renault) и Лукас ди Грасси (Audi Sport Abt).
Однако спустя час после финиша дирекция гонки вынесла решение о пенализации Буэми за небезопасный выпуск его электромобиля на трассу. Швейцарец получил 29 секунд штрафа и потерял вторую позицию. Тройка призеров московского этапа Формулы Е изменилась: 1 место – Нельсон Пике, 2 место – Лукас ди Грасси, 3 место – Ник Хайдфельд (Venturi).
Благодаря своей победе в гонке Нельсон Пике-мл. упрочил лидерство в личном зачете: от ближайшего преследователя Лукаса ди Грасси его отделяют 17 очков.
Приятно, что организаторам повезло с погодой в выходные. Впрочем, именно этот факт отчасти и сыграл против: зрителей было мало, пришли самые стойкие и заинтересованные болельщики автогонок. Возможно, именно они через несколько лет смогут с гордостью говорить, что своими глазами видели гонки нового поколения. Ведь фирменный знак нового чемпионата – инновационные технологии. Организаторы уверены: будущее за электрическими двигателями. И по заверениям промоутера Алехандро Агага, уже через год Формула Е снова приедет в Москву. Российский этап в предварительном календаре намечен на начало июня.
Интересно, что инновационные технологии сделали гонки весьма тихими. Привычного рева моторов, который заставляет оборачиваться или даже использовать беруши, здесь не услышишь. Только свист и шум покрышек. А если электромобиль едет медленно, то догадаться о его приближении без посторонней помощи сложно. Это наглядно продемонстрировали маршалы на пит-лейн: свистками предупреждали зрителей о движении электромобилей.
Да, организаторы Формулы Е используют инновационный транспорт. Медицинская служба и служба безопасности гонки передвигаются на BMW i8, директор гонки – на Concept_One хорватской компании Rimac Automobili. Мощность этого концепта составляет 1088 л.с., разгон от 0 до 100 км/ч заявлен в 2,8 секунды.
Проявить себя на трассе концепт не мог, а вот лучшее время прохождения дистанции показал Жан-Эрик Вернь в квалификации: 2290 метров он преодолел за 1 минуту 9,429 секунды. Максимальную скорость развил он же: 118,7 км/ч. Возможно, уже в следующем году скорости и времена улучшатся, поскольку организаторы хотят изменить регламент и предложить командам на выбор использование электромобилей двух типов: для спринта или длинных дистанций. Иными словами, команды смогут решать, что им важнее в текущей гонке: отыграть позиции сразу или положиться на выносливость болида и «пересидеть» соперников на трассе. И это помимо того, что емкость батарей электромобилей будет постоянно расти. Пока что их хватает примерно на полчаса, при максимально высокой эксплуатации в гоночных условиях.
Заключительные этапы первого сезона Формулы Е пройдут в Лондоне 27 и 28 июня.