Китайский авторынок сократился впервые за 2,5 года
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на статистику Китайской ассоциации продавцов легковых автомобилей, за минувший месяц в стране было продано 1,43 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 3,2% меньше, чем в июне 2014 года. Несмотря на то, что эта цифра соответствует примерно 10-месячному объему продаж в России (если опираться на результаты июня 2015 года), аналитики воспринимают ее как близкую к катастрофе. В последний раз рынок КНР демонстрировал отрицательную динамику более двух лет назад — в феврале 2013-го.
Непосредственным катализатором резкого падения спроса на автомобили послужил коллапс фондового рынка Китая. Напомним, за период с 12 июня с. г. суммарная капитализация китайских акций сократилась на 3,2 трлн долларов; биржевой индекс Shanghai Composite упал на 32%, а Shenzhen Composite — на 41%. Оперативные меры, предпринятые Народным банком Китая (например, снижение процентной ставки), пока не принесли должного результата.
Тем не менее стоит отметить, что первые тревожные звонки прозвучали еще в конце 2014 года. Тогда многие автопроизводители столкнулись с затовариванием и падением спроса. GM, например, был вынужден опустить цены на 40 своих моделей, причем максимальная скидка составила 8700 долларов. На декабрь прошлого года прибыльными были лишь 30% автодилеров в стране. Одновременно с этим усиление борьбы с коррупцией привело к резкому падению спроса на автомобили люксовых марок — от Audi и Buick до Bentley и Rolls-Royce. Впрочем, пока у китайского рынка есть гигантский запас прочности: первое полугодие 2015 года он закончил со средневзвешенным ростом в 8,4%.