Опрос ЗР: только 14% автомобилистов готовы оформлять ДТП самостоятельно
На вопрос сайта «За рулем», как после всех нововведений намерены поступать водители в случае ДТП, 51% проголосовавших ответили, что будут на месте аварии ждать ГИБДД, несмотря на грозящий штраф.
Несколько слов по поводу штрафа для тех, кто не в курсе. Итак, новые поправки в ПДД предусматривают, что после фиксации дорожно-транспортного происшествия автомобили должны быть убраны с проезжей части, в противном случае водителям грозит штраф по ст. 12.27, ч. 1 КоАП РФ «Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является». Сумма штрафа — 1 тысяча рублей.
14% будут оформлять ДТП самостоятельно, 12% воспользуются услугами аварийного комиссара. (Всего в голосовании участвовало 3756 человек.)
При этом 15% наших читателей уже имели опыт самостоятельного оформления ДТП, из них 7% результатами недовольны. А подавляющее большинство – 85% – даже и не пробовали, всецело полагаясь на служивых людей. (Проголосовало 3087 человек.)
Однако теперь этот пробел многим придется ликвидировать и, руководствуясь схемами и рекомендациями, постигать новую науку. Если, конечно, возникнет необходимость.
Прокомментировать результаты опроса мы попросили исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева.
— Мы можем только поддерживать, что ГИБДД советует самостоятельно оформлять ДТП: европротокол широко используется во всем мире, и в России он становится более совершенным. В частности, в прошлом году вдвое был увеличен лимит выплат, с 25 до 50 тыс. рублей. По нашим последним данным, около 9% автовладельцев пользовались европротоколом. Согласно же опросу «За рулем», намерены им воспользоваться уже 14%, что не может не радовать. Самостоятельное оформление ДТП набирает популярность, это подтверждается и статистикой РСА: число страховых случаев, урегулированных по Европротоколу в рамках прямого возмещения убытков, в первом полугодии 2015 года выросло почти в два раза и превысило 81 тыс. по сравнению с 46 тыс. за аналогичный период 2014 года.
Соответственно, растет и уровень знаний автомобилистов о том, как правильно оформлять все документы – планомерно снижается число отказов страховщиков в выплатах из-за ошибок, допущенных гражданами при заполнении извещения. В 2014 году только в 25% случаев это стало причиной отказа. Полагаю, что сказалась информационно-разъяснительная кампания, проведенная РСА.
Все же смущает, что больше половины отметили, что при ДТП будут ждать ГИБДД, невзирая на угрозу штрафа. Хотя этому есть объяснение: система ОСАГО в России молодая, европротокол (ЕП) еще моложе, поэтому должно пройти время, чтобы водители привыкли к мысли, что проблемы на дорогах можно решать самим – быстрым и современным способом, без присутствия полиции. Думаю, что популярность ЕП будет только возрастать – и большие города, стоящие в пробках нередко из-за пустяковых аварий, вздохнут с облегчением.
Что касается опыта самостоятельного оформления европротокола. Данные «За рулем» в целом соотносятся с нашими данными. 85% указали, что такого опыта не имеют. На основе более детальных данных последнего опроса Ромир могу предположить, что основная причина неиспользования европротокола – это все же то, что посетители сайта просто не попадали в ДТП. Часть же автовладельцев, опрошенных Ромиром, отметили, что сомневаются, что в случае необходимости смогут правильно оформить все документы самостоятельно. Это, пожалуй, тот случай, когда «у страха глаза велики».
С рекомендациями специалистов, как действовать, если на дороге все же случится досадная неприятность, можно ознакомиться в материале нашего автора: «Самостоятельно оформляем ДТП: зачем рулетка в бардачке».