Эксперты: спид-камеры снижают смертность в ДТП на 20%
Американский Страховой институт безопасности дорожного движения (IIHS) — крупнейшая в стране негосударственная профильная организация — опубликовал результаты последнего исследования, посвященного камерам фиксации нарушений ПДД на дорогах США. Результаты масштабного эксперимента подтвердили, что установка спид-камер действительно способствует серьезному снижению числа ДТП и их тяжести. Однако для того, чтобы использовать их потенциал в максимальной степени, необходимо предпринять целый комплекс мер.
Многоступенчатое исследование проводилось на автострадах штата Вирджиния, оборудованных различными устройствами фото- и видеофиксации нарушений. Эксперты рассматривали одиночные камеры и так называемые «коридоры безопасности», образованные несколькими камерами подряд, а также изучали обстоятельства их установки и методы информирования водителей о новых устройствах. Одновременно с этим собиралась статистика о количестве ДТП с тяжкими последствиями (смертельный исход или инвалидность пострадавшего) в исследуемых районах.
Эксперты IIHS пришли к выводу, что максимальное снижение количества тяжких ДТП в присутствии видеокамер составляет 19,4%. Кроме того, через год после установки устройств наблюдения частота фиксации превышений скорости на 15 км/ч и более снижается на 59%. Водители нарушают скоростной режим в два раза реже, а это значит, что вероятность аварий и тяжесть последствий значительно уменьшаются. В масштабах США такое улучшение означает примерно 21 тыс. спасенных от смерти или тяжелой инвалидности в год.
Однако в IIHS отмечают, что само по себе устройство фотофиксации, даже снабженное предупреждающим плакатом, не очень эффективно: часть водителей не замечают его, другая — просто игнорирует. По данным исследования, для максимального эффекта необходимы два компонента. Во-первых, установке камер должна предшествовать массированная информационная кампания: дорожная полиция должна использовать местное телевидение и радио, прессу, Интернет, листовки, чтобы донести до водителей сведения о новых системах контроля скорости. Во-вторых, «скоростной коридор» из нескольких камер на порядок эффективнее, чем одна камера, перед которой водитель зачастую резко тормозит, а потом так же энергично разгоняется. Проехав же несколько километров с ограниченной скоростью, автомобилист вырабатывает своего рода полезную привычку, сохраняющуюся и дальше.