Ралли-рейды: победа «ГАЗ Рейд Спорт» в сезоне чемпионата России
Ульяновские открытия
Случилось так, что я ранее не бывал на ульяновской земле и представлял себе местность совершенно по-другому. Скорее что-то лесистое, мрачное и более равнинное, что само по себе неплохо. Но передо мной предстал солнечный край с затяжными холмами, распаханными черноземными полями, лесами и заметным перепадом высот. А с первыми боевыми километрами «Бахи Ульяновск» картинка происходящего поменялась окончательно и бесповоротно. Очень красивый регион, расположенный на берегах Волги, конца и края которой не видно, если смотреть с берега в районе дома правительства.
Как раз у дома правительства и был дан торжественный старт состязанию. Зрители благосклонно реагировали на всех участников. У детворы больше всего эмоций вызвали мотоциклы и их эффектные четырехколесные багги-собратья, а взрослые активно поддерживали своих земляков, выступающих на автомобилях УАЗ.
Губернатор не остался в стороне
Собравшихся поприветствовали губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, ворвавшиеся на стартовый подиум на боевом «Соболе». В целом, болиды команды «ГАЗ Рейд Спорт», как всегда, не остались в стороне. Каждый второй старался повнимательнее рассмотреть гоночные версии машин, уже родных в той или иной ипостаси для любого человека, живущего в России.
День второй
Гонка в разгаре
Второй день – это два боевых круга, по 191 километру каждый. Для нас, журналистов, подобный факт – бонус, так как можно увидеть всех участников и поймать их в объектив фотоаппарата при относительно небольших физических затратах, никого при этом не упустив. Выбрав один из бродов и переместившись туда, мы комфортно расположились на близлежащем холме, с которого помимо трассы открывался замечательный вид на окрестности и впечатляющие развалины деревянной церкви, заставивший невольно вспомнить полотна Левитана. Общаясь с местными жителями и зрителями, мы попутно заносили в список сошедшие с круга экипажи.
Счет
Несмотря на тот факт, что впереди было, по сути, 400 «боевых» километров, некоторые пилоты так рьяно «ввязались в бой», что лишились подвески, попали в аварии или хватил гидроудар, влетев на большой скорости в очередной брод. И это в самом начале гонки. Увы, но с маршрута сошли четыре экипажа.
О покрытии
К счастью «горячих голов», покрытие пилотам досталось твердое и в чем-то похожее на бетон, по которому в ряде случаев можно было просто неистово валить. Что и не забывал делать экипаж под номером 202 Ампуя/Хурскайнен команды RE Autoclub на спортпрототипе Mitsubishi Pajero. Финн взял свирепый темп и поднимал на изогнутых затяжных участках трассы тучи пыли.
В целом качество покрытия менялось достаточно радикально. Ходовые гладкие участки, проверявшие смелость пилотов и «длину» коробки передач, порой меняла отборная гребенка, щедро усыпанная ямами, которые охотились за колесами в сборе, иногда целыми мостами и другими автозапчастями, проезжавшими сверху.
Без атмосферных осадков
Пойди дождик, и бетон покрытия из своего твердого состояния быстро превратился бы в раствор из к/ф «Джентльмены удачи». Но благодаря солнцу, щедро заливавшему дорогу, никаких скользких радостей даже не мелькало на горизонте.
В абсолютном зачете следом за финном располагается 205-й экипаж Фролов/Шубин ATT-Racing, и им на пятки наступает команда «ПЭК», экипаж 203 Иевлев/Шапошников.
Тяжелой поступью
В категории крупных и надежных вседорожников Т2 по итогу дня лидирует 209-й экипаж Рудской/Загороднюк. На втором месте двести восьмые Варенцов/Павлов. И гордой поступью с неизменным эффектным прохождением бродов на третьем месте несется экипаж Ford F-150 Raptor под номером 200 в составе заслуженных Терентьева/Беркута.
Подготовленные Land Cruiser 200 оставляют приятное впечатление своей надежностью и некоторой постоянной уверенностью движения вперед, но, учитывая ограничения на ход подвески и немалую массу машин, иногда чисто визуально чувствуется тяжеловесность и связанные с этим ограничения на скорость прохождения препятствий различного порядка. Хотя в этом тоже есть свой шарм.
Адреналинщики
Т3, легкая и ажурная категория, улыбается 211-му экипажу Мальков/Романенко первым местом, 216-й экипаж Бердинских/Меньшенин идет на второй позиции, а замыкает тройку 218-й Лимасов/Скрипка. Нужно сказать, что скорости, развиваемые на перегонах на болидах этой серии, внушительные, а прыгучесть и особая вовлеченность в процесс, учитывая «уличную» посадку пилота и штурмана, должны доставлять немалое удовольствие от процесса и выдавать адреналин ведрами.
ГАЗ
Время
Наблюдая за командой «ГАЗ Рейд Спорт», приятно замечать ее рост во всех отношениях, будь то атмосфера в ремзоне закрытого парка или скорость прототипа на этапах Кубка. Хорошеющая от этапа к этапу техника, растущая уверенность во всем, обретенный командный опыт создают стойкое ощущение выхода на новый уровень. Три года не прошли даром. В этот раз класс грузовиков и категория «Рейд Спорт» так же благосклонна: первенство держит 225-й экипаж Коструков/Павлов, прекрасные дамы из «Соболя» с порядковым номером 228 Елисеева/Правдина на второй позиции, а 230-й экипаж Семенов/Замалетдинов замыкает тройку.
Преображение
Свежепостроенный прототип «ГАЗель Некст T1» демонстрирует недюжинную скорость и ведет себя совершенно по-другому, нежели его классические командные собратья. Машина с совершенно новой передней подвеской и другими изменениями в конструкции буквально несется стрелой – ее скорость сопоставима с вдвое более мощными конкурентами, а зачастую «ГАЗель Некст Т1» их превосходит. Тут главное не перестараться и сохранить холодную голову.
Приятно отметить, что очень сильно преображается не только техническая, но и визуальная составляющая, что тоже важно. Взгляните на кузов и четырехдверную кабину прототипа: все аккуратно, гармонично и четко.
Идея
Конструкция и дизайн – ничто без качественных комплектующих, и ГАЗ не изменяет себе. В большинстве своем используются серийные узлы и агрегаты, которые выдерживают немалые нагрузки. Дизели Cummins и ЯМЗ, блокировки Eaton — все это можно увидеть на обычной серийной продукции. Моторное масло — неизменный Total повышенной вязкости, позволяющий моторам работать с высокими нагрузками. На машинах полегче используются проверенные временем шины BFGoodrich All Terrain, а грузовики расходуют Michelin XZL, практически моношину любых серьезных грузовых болидов уровня «Дакара».
На прологе в полной красе можно было наблюдать самое разнообразное поведение газовских автомобилей, от затяжных заносов на укатанной траве с эффектным вздыманием черноземной пыли «Соболем» и «ГАЗелями» до грубой поступи грузовиков «ГАЗона Садко» и «ГАЗона Садко NEXT», раззадоренных прострелами прототипа.
Наблюдения
Бывает так: не знаешь человека, но какое-то мнение о нем имеешь, а начинаешь общаться и удивляешься, насколько ты был не прав. С президентом «Группы ГАЗ» Вадимом Сорокиным и Николаем Ежовым, директором Ульяновского моторного завода, вышло именно так. Каюсь – первое время я думал, что, наверное, люди немного отстранены от заводов и управляют скорее финансовыми потоками. Но в ходе неформального общения картинка радикально поменялась. В хорошем смысле. Передо мной и моими коллегами предстали люди, которые разбираются в том, что делают, до последнего винтика. Знают каждый процесс и лично прикладывают уйму усилий, чтобы сделать выпускаемую ими продукцию лучше. После озвученных реальных цифр и «живых» программ, направленных на улучшение качества, я никак не ожидал услышать от Николая Ежова подробнейший рассказ о доработке одного из выпускаемых двигателей и четкое пояснение внедренных нововведений. Вы знаете, за последнее время я, наверное, впервые так разительно и приятно удивлен руководителями из автомобильной сферы.
День третий
По-домашнему
В целом, кворум участников был не столь представителен. Так, например, не приехала команда «КАМАЗ-мастер», хотя намерения были, но это само собой создало приятную домашнюю атмосферу и позволило провести в целом легкий и ненапрягающий этап. Третий день запомнился ходовыми участками трассы, раскинувшимися на изгибах холмов, продолжившимися сходами и замечательными погодными условиями.
Сходы
Увы, тех самых сходов было немало, но заканчивались они без последствий для пилотов, что самое главное. Но не для техники. Так, к разочарованию людей, неравнодушных к категории Т1, гонку покинул экипаж Евгения Фирсова/Вадима Филатова, а класс кросс-кантри Open, казалось бы, недосчитался Василия Глухова, который эффектно перевернулся, едва уклонившись от рядом стоящего дерева. Пилот собрал волю в кулак и сумел финишировать с хорошим результатом. Женский экипаж Татьяны Елисеевой/Елены Правдиной, к которому была неравнодушна большая часть болельщиков, увы, не смог финишировать. Машина по ходу гонки была сильно повреждена, и продолжить выступление не представлялось возможным. На высокой скорости передний мост «Соболя 4х4» повстречался с камнем внушительных размеров, и последний буквально его вынес! Но девушки и в этот раз удивили волей к победе. После, казалось, фатальных повреждений они смогли кое-как подлатать машину и самостоятельно преодолеть еще целый километр! Мотозачет недосчитался Павла Лузьянова и Сергея Храмушина, отказавшихся ехать СУ-З из-за проблем с техникой.
Навигация
Дистанцию большинство экипажей проходили чисто и без помарок, если не считать отклонений от курса в двадцать-тридцать метров, когда штурманы, продиктовав правый поворот, наблюдали за тем, как пилот уходил правее, но оставался на раскатанной колее дороги, не замечая менее приметную «нитку от шин», по-шпионски теряющуюся еще правее в полях-косогорах. Кстати сказать, гонка в Ульяновске была ознаменована тем, что на ней была применена система GPS Tracking, российский аналог международного прибора Iritrack, которая помимо обеспечения безопасности и возможности обратной связи с пилотом позволяет следить за честностью прохождения трассы.
Пулей
Мчащийся в своем немедленном темпе экипаж Йоуни Матти Ампуи/ Маркку Антеро Хурскайнена по итогу дня и в итоге всей гонки стал победителем в «абсолюте» и бурно реагировал на вручение кубков, подтверждавших это. Категория Т2 покорилась участникам команды NRT Motorsport Андрею Рудскому/Евгению Загороднюку, а зачет Т3 — Александру Малькову/Владимиру Романенко. В зачете «Рейд Спорт» на родной земле победу праздновал экипаж Александра Кострукова/Евгения Павлова. Национальный класс также покорился спортсменам из Ульяновска — Виталию Проненко/Роману Шакурову, управлявшим УАЗом.
Триумф
По итогам гонки стало известно, что представители команды «ГАЗ Рейд Спорт» Александр Коструков и Евгений Павлов стали победителями сезона досрочно, а Михаил Коструков и Олег Нежнов закрепили за собой второе место в категории «Рейд».
Послесловие
«Баха Ульяновск» оставила приятное впечатление. Завершит сезон-2015 шестой, заключительный этап чемпионата России по ралли-рейдам. Он пройдет 18-20 сентября в Волгограде.